08-09-2023
Жук | |
---|---|
РЛС Жук-А на МАКС-2009 | |
Назначение | авиационная (бортовая) многофункциональная РЛС |
Государственная принадлежность | Россия |
Разработчик | Фазотрон-НИИР |
Статус | эксплуатируется |
Годы производства | с 1986 года различные модификации |
Входит в состав | МиГ-29, Shenyang J-8, Chengdu J-10, Су-27, МиГ-35 |
Жук — семейство многофункциональных авиационных радиолокационных станций производства Фазотрон-НИИР, которые устанавливаются на самолёты МиГ-29, Су-27 и их модификации.
Данные радиолокационные станции предназначены для контроля воздушного пространства вокруг самолёта, обнаружения и сопровождения как воздушных, так и наземных/надводных целей, ведения автоматического картографирования местности, а также обеспечения применения по обнаруженным целям различных видов ракетного вооружения.
Модульность конструкции позволяет модернизировать БРЛС к более совершенным модификациям без полной замены аппаратуры.
Содержание |
Жук-8-II представляет собой модификацию РЛС Жук для китайского истребителя Shenyang J-8II, чем и определяется его название. Конструктивно Жук-8-II представляет собой импульсно-доплеровскую РЛС с планарной антенной решёткой[1].
Дальность обнаружения цели типа «истребитель» в передней полусфере составляет 80 км, в задней — 40; обеспечено одновременное сопровождение 10 целей и обстрел 2-х из них. Зона обзора по азимуту составляет ±90°. Вес Жук-8-II — 240 кг[1]. Кроме задач воздушного боя, данная РЛС обладает возможностью работать и по наземным целям в режимах картографирования местности, селекции движущихся целей и определения их координат). По своим характеристикам данная РЛС несколько уступает модификации Жук-27, предназначенной для установки на более тяжёлые Су-27, поставлявшиеся в Китай[1].
Жук-Ф (Жук-Фазированная антенная решётка[2], экспортное обозначение Жук-ФЭ) — бортовая РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой, предназначенная для установки на самолёты МиГ-33 (МиГ-29М/М3)[3], а в экспортной модификации на китайских самолётах Chengdu J-10[2]. Позволяет одновременно обнаруживать 24 цели, сопровождать 8 из них и обстреливать 2[2].
Внешние изображения | |
---|---|
Фотография БРЛС Жук-МФЭ |
Жук-МФ (Жук-Модернизированная с Фазированной антенной решёткой, экспортное обозначение Жук-МФЭ) представляет собой модернизацию РЛС Жук-М с использованием ПФАР. При диаметре 700 мм, масса РЛС составила 285 кг[4]. Жук-МФ позволяет одновременно сопровождать до 20 целей и обстреливать 4 из них[4].
Внешние изображения | |
---|---|
Фотография БРЛС Жук-МСФЭ |
Н031 Жук-МСФ (Жук-Модернизированная Сухого Фазированная[5], так же известная как «Сокол»[6], экспортное обозначение Жук-МСФЭ) — многофункциональная бортовая радиолокационная станция, предназначенная для установки на самолёты Су-33УБ (Су-27КУБ)[5], а также на Су-30МК и Су-37[7]. Данная БРЛС имеет азимутальный обзор 140 градусов (углы азимутального сканирования ±70°) и обеспечивает одновременное сопровождение до 24 целей и обстрел 8 из них[5]. По сравнению со своими предшественницами имеет бо́льшую площадь пассивной ФАР[6].
Внешние изображения | |
---|---|
Фотография БРЛС Жук-МАЭ |
Жук-МА (Жук-Модернизированная с Активной фазированной антенной решёткой, экспортное обозначение Жук-МАЭ) — первая модификация РЛС семейства «жук» с использованием АФАР, созданная в 2005 году[8]. Зеркало ФАР, содержащее 1148 ППМ, было наклонено на 20 градусов. Однако большие габариты и масса (около 520 кг) определили необходимость проведения работ по дальнейшей модификации БРЛС.
Жук-А (Жук-Активная фазированная антенная решётка, экспортная модификация Жук-АЭ) — представляет собой существенно облегченную версию Жук-МА, количество ППМ сокращено до 680, диаметр антенны до 500 мм, зеркало АФАР теперь не имеет наклона. Всё это позволило сократить массу до 240 килограмм[8]. Представители Фазотрона указывают, что текущая версия Жук-А является лишь демонстратором и ведутся работы по усовершенствованию станции: диаметр антенны должен будет увеличится до 688 мм, количество приёмопередающих модулей до 1016, при этом масса станции не должна превысить 280 кг[8]. Предполагается, что Жук-А станет основной БРЛС для истребителей МиГ-35.
В настоящее время разработка Жук-А практически завершена. Первый образец установлен и испытан на МиГ-35 № 154. С сентября 2009 года начинаются оценочные летные испытания в рамках тендера индийских ВВС. Всего для этих испытаний подготовлено два летных образца АФАР. Проведённые лётные испытания продемонстрировали, что дальность обнаружения истребителей новой РЛС составляет 148 км в передней полусфере и 60 в задней, дальность действия по наземным целям составила 61-72 км, картографирование местности было проведено с разрешением 5х5 м[8]. Полностью завершённая Жук-А должна будет обнаруживать истребители противника на дистанции 200 км, а разрешение картографирования местности возрастёт до 1х1 м[8].
Серийное производство планируется начать в 2010 году. Предполагается, что стоимость каждой БРЛС составит 3,5 — 4 млн. долларов[8]
Модификация | Жук | Жук-8-II | Жук-27 | Жук-М | Жук-МС | Жук-Ф | Жук-МФ | Жук-МСФ | Жук-МА | Жук-А (демонстратор/серия) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год создания | 1986 | ~1995 | 2005 | 2009 / 2010 | ||||||
радиотехнические характеристики | ||||||||||
Диапазон частот | Х-диапазон (10 ГГц, длина волны 3 см) | |||||||||
Тип антенны | щелевая антенна | ПФАР | АФАР | |||||||
Количество ПрМ (ППМ), шт | н/д | 1148 | 680[8] / 1016[8] | |||||||
Средняя мощность передатчика, кВт | 1,2[7] | 1,2…1,5[7] | 2[7] | |||||||
Потребляемая мощность, кВт | 8,5[7] | 12[7] | 12[7] | |||||||
зоны контроля | ||||||||||
По азимуту, град | 170 (±85)[7] | 180 (±90)[1][7] | 140 (±70)[4][7] | |||||||
По углу места, град | 95 (-40 — +55)[7] | 100 (-40 — +60)[7] | 140 (±70)[4][7] | |||||||
дальность обнаружения (по типам целей) | ||||||||||
Истребитель (ПП) | 80[7][1] | 110...130[7] | 110[4] | 180[7] | 148[8] / 200[8] | |||||
Истребитель (ЗП) | 40...50[7][1] | 45...60[7] | 50[4] | 80[7] | 60[8] | |||||
Железнодорожный мост | 120[4] | 130[4] | 120[4] | 130[4] | ||||||
Эсминец | 300[4] | 300[4] | ||||||||
производительность (одновременная обработка целей) | ||||||||||
Сопровождаемые | 10[7][1] | 10…20[7] | 8 | 20[4] | 30[7] | 30 | ||||
Обстреливаемые | 2[7][1] | 2…4[7] | 2 | 4[4] | 8[7] | 8 | ||||
массо-габаритные и эксплуатационные характеристики | ||||||||||
Вес, кг | 250[7] | 240[1] | 220…260[7] | 285[4] | 245[7] | 520[8] | 240[8] / < 280[8] | |||
Диаметр антенны, мм | 624[4] | 960[4] | 700[4] | 980[4] | 700[8] | 500[8] / 688[8] | ||||
Наработка на отказ, час | 120[7] | 120…200[7] | 200[7] | |||||||
совместимость | ||||||||||
Самолёты-носители | МиГ-29С[7] | J-8[1] | Су-27, Су-33, МиГ-29СМТ[7] | МиГ-33, J-10 | Су-33УБ, Су-30МК, Су-37[7] | МиГ-35[8] |
Сокращения:
Жук-А.