Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

МиГ-23БН

16-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
МиГ-23
МиГ-23МЛД
Тип многоцелевой истребитель третьего поколения
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Производитель ММЗ «Знамя труда»
Иркутский авиазавод
Главный конструктор Андреев А. А.
Первый полёт 10 июня 1967 (прототип «23-11»)[1]
Начало эксплуатации май 1969
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты СССР СССР (бывший)
Индия Индия (бывший)
Сирия Сирия
Ливия Ливия
Годы производства 19671985
Единиц произведено 3630 (истребительных модификаций)
769 МиГ-23УБ[2]
Варианты МиГ-27
 Изображения на Викискладе

МиГ-23 (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.[1]

История создания

История создания самолёта МиГ-23 берёт начало в первой половине 1960-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна (ОКБ-155) приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса).

Производство

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвёртого поколения, привели к созданию в 1974 году облегчённого истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 1970-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной БРЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на верхней части фюзеляжа, за центропланом, могли монтироваться два блока тепловых ловушек.

Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы. Поскольку дальности полёта даже с подвесными баками для перебазирования с аэродрома Хвалынка (г. Спасск-Дальний, Приморского края) самолётам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолётов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах. В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем — на судне, самолёты и были доставлены во Вьетнам. После прибытия контейнеров в Камрань истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облётаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач.

В данный момент все модификации МиГ-23 российских ВВС сняты с вооружения.

Состав оборудования

МиГ-23МФ
  • БРЛС «Сапфир-21» (МиГ-23С и МиГ-23МС),
  • импульсно-допплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛД);
  • теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);
  • станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;
  • система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолёта с использованием наземной системы управления «Воздух»;
  • ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);
  • радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛД);
  • аварийная радиостанция Р-855УМ;
  • навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23МЛ);
  • автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
  • маркерный радиоприёмник МРП-56П;
  • радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;
  • самолётная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;
  • ответчик СО-69;
    Кабина МиГ-23М в высоком разрешении
  • система предупреждения и оповещения СЗМ;
  • система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;
  • автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;
  • система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).

МиГ-23 поздних серий оснащены кассетами (блоками выброса помех) БВП-50-60.

Вооружение

Самолёты типа МиГ-23 могли применятся как для борьбы с воздушными целями, так и для бомбо-штурмовых ударов по земле, для чего предусматривалось его переоборудование силами инженерно-технического состава, сводившееся в основном к замене внешних держателей наружной подвески (внутреннего грузоотсека на самолёте не предусматривалось). Максимальный вес взятого на борт оружия доходил до двух тонн.

Основным оружием по воздушным целям считались управляемые ракеты Р-24 и Р-60 (всего 4 ракеты).

Самолёт для удара по наземным целям мог взять две управляемые ракеты Х-23М, или 4 бомбы или бомбовые кассеты калибром 100, 250 или 500 кг. В случае установки на самолёт многозамковых балочных держателей МБД2-67У (4 шт) на самолёт могли подвешиваться бомбы калибром 100 кг, всего 16 шт (по 4 на каждый МБД). Предусматривалась и подвеска блоков неуправляемых ракет УБ-16-57, УБ-32, Б-8М.

На самолёт можно было повесить один или три подвесных бака ПТБ-800. На доработанных самолётах пилон фюзеляжного бака имел дополнительные держатели ИК-ловушек на 16 патронов, применение которых было возможно после сброса бака (помимо двух кассет на 120 патронов на фюзеляже).

В нижней части фюзеляжа, за передней стойкой находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л с боезапасом в 200 снарядов.

Экспорт

Самолёты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Во время испытаний МиГ-23, полученного из Египта, 26 апреля 1984 года погиб генерал-лейтенант ВВС США Роберт Бонд (в ряде источников ошибочно утверждается, что он погиб при испытаниях нового самолёта-«невидимки» F-117)[3].

ВВС Индии получили первый из 70 МиГ-23 в 1981 году, самолёты за 28 лет налетали 154 000 часов и были списаны в 2009[4]. В отдельные годы МиГ-23 имели самый высокий уровень аварийности среди всех самолётов индийских ВВС[5]. За всё время в лётных происшествиях было потеряно около половины от общего числа полученных машин[6].

Эксплуатация

ВВС Индии получили первый из 70 МиГ-23 в 1981 году, самолёты за 28 лет налетали 154 000 часов и были списаны в 2009[4]. В отдельные годы МиГ-23 имели самый высокий уровень аварийности среди всех самолётов индийских ВВС[5]. За всё время в лётных происшествиях было потеряно около половины от общего числа полученных машин[6].

Модификации

МиГ-23МЛД на стоянке
Механизм, изменяющий геометрию крыла
  • МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полёт самолёт совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

Выпускался в 19691970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 19701978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС «Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощённой бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощённую[7] РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
  • МиГ-23П — облегчённый перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
Угнанный МиГ-23МЛ ВВС Сирии в Музее истории ВВС Израиля (Бортовой номер 2781)
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полёт совершил в 1967 году. На самолёте дополнительно устанавливались два подъёмных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.[8]
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

Боевое применение

Ближний Восток

Первое боевое применение МиГ-23 отмечено в 1974 году: в составе ВВС Ирака самолёты привлекались для нанесения бомбовых ударов по позициям курдских боевиков.

В 1973 году, под конец войны судного дня, в Сирию начались поставки истребителей МиГ-23. В последующие годы они использовались для прикрытия воздушного пространства Сирии[9]. Согласно ACIG, 19 апреля 1974 сирийский пилот на МиГ-23 сбил 2 израильских истребителя «Фантом»[10] (по данным израильского исследователя Шломо Алони, в тот день ВВС Израиля потеряли один «Фантом» и один «Скайхок»[11]; согласно ACIG, сирийские пилоты 19 апреля претендовали на 4 подтерждённо сбитых самолёта; по данным веб-сайта skywar.ru, потерянный в тот день F-4 был сбит истребителем МиГ-21, а A-4 стал жертвой зенитного огня[12]).

Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооружённых конфликтах 1980-х годов. По утверждению исследователя Тома Купера, 26 апреля 1981 года 2 сирийских МиГ-23МС сбили 2 израильских штурмовика A-4, которые выполняли бомбардировочную миссию над Ливаном[13] (израильской стороной эти потери не подтверждаются[14]). Самолёты ВВС Сирии сыграли незначительную роль в воздушных боях над Ливаном в июне 1982 года. По советским и российским данным[источник не указан 1832 дня], в ходе Ливанской войны в воздушных боях истребителями МиГ-23МС и МиГ-23МФ было сбито 7 израильских самолётов (пять F-16 и два F-4) при потере от 10 до как минимум 12 своих[15][16]. Однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича «МиГ-23МФ в ливанской войне»[17], лётчикам МиГ-23МФ все пять одержанных ими побед были засчитаны на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). О существовании документальных подтверждений заявленных побед в виде обломков сбитых самолётов ничего не известно. Пленных израильских лётчиков у Сирии не было[14]. Бортовых записей, подтверждающих заявленные победы, у сирийцев не могло быть, поскольку ни один из МиГ-23, чьи пилоты заявляли о сбитых израильских самолётах, не вернулся на базу[14]. Достоверно известно лишь о поражении 6 июня одного БПЛА «Файрби» сирийским МиГом.

Сирия применяла также истребители-бомбардировщики МиГ-23БН. 9 июня четвёрка сирийских МиГ-23БН разбомбила израильский командный центр в Самакияхе. По российским данным, 11 июня пара сирийских МиГ-23БН разбомбила командный пункт подполковника Эфрони — командира окружённой 90-ой танковой дивизии (по израильским данным, командиром 90-й дивизии являлся генерал Гиора Лев). Потери в войне 1982 года составили 14 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН, при этом по некоторым данным было совершено 30 вылетов, по другим данным только боевых вылетов за три дня было совершено более 100, при этом неоднократно под удары МиГов попадали наступающие израильские войска. Например, МиГи участвовали в прорыве окруженной 1-й сирийской дивизии. Таким образом, общие потери сирийских МиГ-23 за шесть дней боевых действий составили 24 самолёта. До конца июня израильскими F-15 были сбиты ещё два МиГ-23БН. С учётом ещё двух самолётов этого типа, сбитых F-15 в апреле, потери сирийских МиГ-23 в 1982 году составили 28 самолётов[18][19][20][21][22][23].

Позже в Сирию начались поставки МиГ-23МЛ. В различных источниках сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15 и один F-4, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года[24], по другим — 4 октября 1983 года[25], по ещё одной версии, все победы одержаны в декабре 1982 года[26], а также есть утверждение, что были одержаны две неподтверждённые победы (одна над F-15 и одна над F-4) 4 декабря 1983 года[10]. Израильская сторона не подтвердила каких-либо боевых потерь своей авиации в указанные дни. На веб-сайте ejection-history.org.uk сообщается, что 4 декабря 1983 года по неизвестным причинам был потерян один израильский F-15 133-й эскадриьи[27]; вместе с тем, согласно данным израильского историка Шломо Алони, в период между 1979 и 1987 годами потерь у израильских F-15 не было[28].

См. также: Потери авиации в Ливанской войне (1982)

В октябре 1989 года сирийский лётчик угнал пилотировавшийся им МиГ-23МЛ в Израиль, посадив его на авиабазе Мегиддо (Это был экспортный МиГ-23МЛ, маневренные качества этой модификации были практически аналогичны МиГ-23МЛ/МЛА, основное отличие от последнего заключалось в наличии более совершенной авионики). Сравнительные испытания, проведённые израильтянами, показали, что экспортный МиГ-23МЛ имел небольшое превосходство над ранней моделью F-16 в ускорении и «энергетической маневренности» при скоростях свыше 900 км/час (Однако согласно документам «Практическая аэродинамика самолёта МиГ-23МЛ» и «TO 1F-16CJ-1-1», самолёт F-16CJ (F-16C block 50/52 с двигателем F100-PW-229) имеет преимущество перед МиГ-23МЛ в разгоне на малой высоте, от скорости 600 км/ч до скорости 900 км/ч — 8 против 12 секунд. Сравнение горизонтальной маневренности самолётов МиГ-23МЛ и F-16CJ показывает значительное превосходство последнего).

В апреле 2002 года сирийский МиГ-23 сбил израильский БПЛА[29].

13 августа 2012 года, во время гражданской войны в Сирии правительственный МиГ-23 был сбит повстанцами, пилот катапультировался и не пострадал, попал в плен к повстанцам.[30][31] В марте 2014 года сирийский МиГ-23, вторгшийся в воздушное пространство Турции, был сбит турецкими истребителями F-16[32].

Иракские МиГ-23 активно применялись в ходе ирано-иракской войны 19801988 годов, как для борьбы с авиацией противника, так и для нанесения ударов по наземным целям, в том числе с применением химического оружия (иприт и табун[33]). МиГ-23БН хорошо себя зарекомендовал для борьбы против наземных целей. Так, например, во время боев за Ахваз более 50 иракских истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН нанесли удар по скоплениям иранской бронетехники, было уничтожено и повреждено до 500 танков Чифтен, M60 и БТР M113.[34] В свою очередь Иран заявлял о перехвате и сбитии 36 таких самолётов(22 подтверждённых). Ираксие МиГ-23БН применялись также против иранских кораблей, например, на второй день войны, 250кг бомбы иракских самолётов попали в IRNS Naghdi и IRNS Shahrokh, стоящие в военно-морской базе Бушехр. 4 апреля 1986 года бомбы иракского МиГ-23БК причинили ущерб иранскому танкеру Шриван. Кроме этого, в 1981 году был потоплен панамский танкер.[35]

Истребительные модификации МиГ-23МС, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛА, применялись в первую половину войны, на их счету 7 иранских самолётов и вертолётов, при потере 8 своих, причём 3 марта 1984 один МиГ-23МФ был сбит совместными усилиями вертолётов AH-1 и RH-53[36]. Позже в Ирак была поставлена более совершенная модификация МиГ-23МЛ, которая себя прекрасно зарекомендовала в воздушном бою, на её счету 6-8 сбитых самолётов, 1 повреждённый, 1 вертолёт AH-1J, при потере 3 самолётов[37][38][39]. В апреле 1981 года восемь самолетов были уничтожены иранскими «Фантомами» на аэродроме H-3[40] Среди известных иракских пилотов можно выделить капитана Омара Гобена, который заявлял о 12 воздушных победах над иранскими самолётами, как минимум одна из которых была подтверждена. По некоторым данным, в 1980 году он на истребителе МиГ-21 сбил два иранских F-5. В декабре 1982 года он истребителе МиГ-23, вероятно, сбил ещё один F-5. 20 февраля 1986 Гобен на МиГ-23МЛ сбил иранский пассажирский самолёт Fokker F27 (погибли 49 человек). Капитан Омар Гобен погиб на истребителе МиГ-29 в 1991 году, в схватке с американскими F-15. Другой иракский пилот капитан Али Сабах, пилотировавший МиГ-23 и Mirage F1, смог одержать три подтверждённых и три возможных воздушных победы[41].

Ирак использовал МиГ-23 во время Войны в Персидском заливе. По арабским источникам[каким?], МиГ-23МФ сбил один F-16, применив УР Р-23 на встречных курсах. По информации аргентинского исследователя Диего Зампини, иракские МиГ-23, в первую ночь конфликта, также сумели ракетами «воздух-воздух» подбить два бомбардировщика F-111. От полученных повреждений самолёты были списаны. Официально, все F-111 и F-16 были повреждены или сбиты зенитным огнём[42]. Американские истребители F-15, в период 26-29 января, сбили 6 истребителей МиГ-23МФ и 2 МиГ-23 неустановленных модификаций. По другим данным всего было сбито 6 МиГ-23.[43] Один МиГ-23МЛ был по ошибке сбит иракским МиГ-29. Всего в ходе войны было уничтожено 35(из них 6-8 в воздухе) и повреждено 10 иракских МиГ-23 всех модификаций[44]. Несколько МиГов были переправлены в Иран, где находятся до сих пор[45][46][47][48][49]

СССР и постсоветское пространство

После разрыва отношений КНР с Советским Союзом в июле 1960 года на границе двух государств произошло несколько вооружённых столкновений. Китайские самолёты прямого участия в них не проводили, но участвовали в провокациях. В печати имелись сообщения, что в 1975 году пара советских МиГ-23 сбила J-7, нарушивший границу[50], однако детали этого события вызывают большие сомнения, поэтому с полной уверенностью утверждать о нём нельзя[51].

27 июня (по другим данным 21 июля) 1978 года 4 иранских вертолёта CH-47C «Чинук» вторглись в воздушное пространство СССР, над Туркменией. На перехват были подняты истребители МиГ-23. Пилот первого перехватившего их МиГа, А.Демьянов, по ошибке их принял за советские вертолёты. Позже они были перехвачены другим МиГ-23, пилотируемым В.Шкиндером, который идентифицировал их как нарушителей и атаковал их. Первый вертолёт был сбит двумя ракетами Р-60, 8 членов экипажа погибли. Другой «Чинук» он обстрелял из пушки, вследствии чего повреждённый вертолёт совершил вынужденную посадку на советской территории. 2 оставшихся вертолёта успели вернуться в Иран. Пилоты и повреждённый «Чинук» через некоторое время были возвращены[52].

В 1979 году советский МиГ-23М двумя ракетами Р-23Р сбил автоматический дрейфующий аэростат[53].

Советские МиГ-23 эпизодически участвовали в Афганской войне, а с лета 1984 года - на постоянной основе, сменив в Афганистане МиГ-21. По принятой системе, "на войну" из Союза командировались поэскадрильно сроком на один год, а в Афганистане формировался сводный полк, дислоцировавщийся также поэскадрильно на трёх аэродромах - Баграм, Шиндад и Кандагар. В Баграме также находилось управление полка и ТЭЧ. МиГ-23 выведены из Афганистана в январе 1989 года.

Самолёты в основном использовались в качестве бомбардировщиков, используя преимущественно свободнопадающие боеприпасы - авиабомбы различных калибров, зажигательные баки, боеприпасы объёмного взрыва и разовые бомбовые кассеты, а также неуправляемые ракеты. По оценкам лётчиков, МиГ-23 в отличие от "21-х", были более эффективны, так как имели большую бомбовую нагрузку и большую дальность полёта, лучшее приборное оснащение, однако прицельная автоматика оказалась неспособной работать в условиях горного рельефа местности и точность бомбометания напрямую зависила от опыта лётчика. Высокая скорость полёта не позволяла наносить достаточно точные удары по позициям противника, в отличие от менее скоростных и более маневренных Су-25. Тем не менее, при очень высокой интенсивности использования самолётов (налёт МиГ-23 в Афганистане доходил до 400 часов в год при среднем налёте в Союзе около 80 часов) потери МиГ-23 за четыре с половиной года участия в боевых действиях оказались очень небольшими и сводились, в основном, к поломкам по вине лётного состава. Советские истребители несколько раз встречались с пакистанскими F-16 в районе афгано-пакистанской границы. Потерь в произошедших воздушных боях не было, хотя один пакистанский F-16 разбился в апреле 1987 года по неизвестным причинам, предположительно был сбит своим ведомым. Впоследствии история об этом F-16 превратилась в миф, утверждавший, что самолёт был сбит МиГ-23. Кроме того, в сентябре 1988 года пакистанский лётчик заявил об уничтожении двух советских МиГ-23, что также не подтверждается исследователями, детально занимавшимися этим эпизодом. 11 февраля 1986 года два пакистанских F-6(китайских МиГ-19) попытались перехватить советские МиГ-23М на пакистанской территории. После приближения советские самолёты повернули назад в афганское воздушное пространство, но пакистанцы, несмотря на запреты командования, всё равно летели вслед. Преследуя самолёты, пакистанцы заметили приближение ещё нескольких МиГ-23, после чего сразу же развернулись и на высокой скорости вернулись на свой аэродром.[54][55]

28 сентября 1988 года пара советских МиГ-23МЛД сбила 2 иранских вертолёта AH-1J «Супер Кобра», нарушивших воздушное пространство[56].

МиГ-23, доставшиеся после распада СССР Азербайджану, эпизодически использовались во время войны в Нагорном Карабахе.

Африка

Эфиопия использовала свои МиГ-23 во время затяжной войны с повстанцами в Эритрее. В дальнейшем, после провозглашения независимости Эритреи, самолёты вновь участвовали в боях во время пограничной войны между двумя странами 19982000 годов. 25 февраля 1999 года эритрейцы сообщили, что их истребитель МиГ-29, двумя ракетами Р-27, сбил эфиопский МиГ-23БН.

МиГ-23МФ, пилотируемые кубинскими лётчиками, приняли участие в нескольких стычках с южноафриканскими истребителями «Мираж F-1» в 19871988 годах. По данным кубинских источников, в этих стычках МиГ-23 одержали несколько воздушных побед, заставивших ВВС ЮАР отказаться от поддержки южноафриканских наземных войск, что в итоге привело к поражению ЮАР в военной кампании 19871988 годов. В доказательство этого журналистам показывали чёткие надписи на африкаанс уничтоженного самолётами МиГ-23 «MIK23 sak van die kart», оставленные южноафриканскими войсками на стене плотины Руакана-Калуекэ. В ходе войны было потеряно не менее 19 кубинских МиГ-23[57].

6 августа 1988 года два самолёта BAe-125, один из которых перевозил президента государства Ботсвана, были перехвачены истребителем МиГ-23МЛ, над территорией Анголы. Кубинский пилот МиГа атаковал самолёты двумя ракетами Р-24Р, поразив одного. У BAe-125 был полностью разрушен один двигатель и повреждено крыло. Он совершил вынужденную посадку. Никто из находившихся на борту не пострадал. После вывода кубинских войск из Анголы в 1991 году МиГи, стоявшие на вооружении ангольских ВВС, участвовали в продолжавшейся гражданской войне[58].

МиГи продолжали участвовать в войне и после вывода кубинских войск из Анголы. По данным УНИТА, только за первые пять месяцев 1999 года было сбито 11 самолётов МиГ-23 правительственных ВВС[59].

21 июля 1977, в первый день Египетско-ливийской войны, египетский МиГ-21 сбил ливийский МиГ-23. В ноябре 1979 года произошла стычка между парой МиГ-23МС ВВС Ливии и парой МиГ-21МФ ВВС Египта. В результате манёвренного воздушного боя один МиГ-23 был сбит египтянами, использовавшими американские ракеты AIM-9P[60][61].

Ливия использовала свои МиГ-23 во время войны в соседнем Чаде. 14 февраля 1986 года, ливийская сторона заявила, что её МиГ-23, ракетами Р-23, сбил французский ударный истребитель «Ягуар», однако заявка является неподтверждённой (даже факт пуска МиГом ракет остаётся под сомнением).[62]. Во время налёта авиации ВМС США на аэродром Бенина в апреле 1986 года четыре ливийских МиГ-23 были уничтожены на земле[63]. 4 января 1989 года над заливом Сидра произошёл воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23МФ и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба МиГа были сбиты[62].

17 марта 2011 года, во время гражданской войны в Ливии повстанцы применили для атаки правительственных войск два самолёта МиГ-23,[64] потопив два катера. Два повстанческих МиГ-23 в ходе войны были сбиты[65].

Асы МиГ-23

Пилот Страна Количество побед Комментарии
Омар Гобен Ирак Ирак неизвестно 12 побед на МиГ-21 и МиГ-23, из них от 1 до 4 подтверждённые (0-3 F-5, 1 Fokker F27)[41][66]
Али Сабах Ирак Ирак неизвестно 6 побед на МиГ-23 и Mirage F1, из них 3 подтверждённые[41]

Страны-эксплуатанты МиГ-23

Операторы МиГ-23 (красный цвет -бывшие)

В настоящее время МиГ-23 имеется в 11 государствах Азии и Африки. В некоторых из них, эти самолёты постепенно снимаются с вооружения. Ещё при СССР МиГ-23 стоял на вооружении 27 стран.

Происшествия

  • 16 сентября 1970 года, испытывая самолёт, погиб лётчик-испытатель М. М. Комаров[67].
  • 21 сентября 1973 года аэродром Щучин, конструктивно-производственный дефект, лётчик катапультировался.
  • 23 июня 1977 года произошла катастрофа самолёта МиГ-23УБ близ города Егорьевска Московской области. Погибли 2 человека[68].
  • В 1985 году в 116-м Центре боевого применения авиации (Астрахань) во время стрельбы пары кубинских лётчиков на МиГ-23МЛ по учебной мишени ведомый по ошибке выпустил ракету Р-24Р по своему ведущему и поразил его самолёт. Ведущий катапультировался, но после приземления умер от полученных травм.[69]
  • Лето 1987 года, авария при взлёте МиГ-23УБ (попадание птицы в воздухозаборник), при заходе на посадку на аэродром Тирасполь на глиссаде. Лётчики увели самолёт от города на пляж и успешно катапультировались. При падении самолёта получил сильные ожоги ребёнок, находившийся на пляже.
  • Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля 1989 года.
  • Столкновение Boeing 727 и МиГ-23 над Триполи - крупнейшая авиакатастрофа на территории Ливии (157 погибших).
  • Август 1993 года, аэродром Купино — авария при посадке МиГ-23УБ, командир 3-й эскадрильи и обучаемый лётчик (лейтенант). Прогрессирующий козёл на посадке, попытка инструктором ухода на второй круг с выводом двигателя на «максимал» и выпуск тормозного парашюта обучаемым лётчиком. Потеря скорости и сваливание самолёта на крыло, экипаж успешно катапультировался на высоте 5-10 метров. Неуправляемый самолёт приземлился в конце ВПП и укатился в берёзовую рощу.
  • 10 ноября 1995 года МиГ-23 ВВС Индии упал в лес.
  • 23 марта 2014 года Миг-23 ВВС Сирии нарушил воздушное пространство Турции и был сбит.Лётчик катапультировался.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Практическая аэродинамика самолётов МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ[70]; С.Мороз «Истребитель МиГ-23»[71]

ТТХ МиГ-23 различных модификаций
МиГ-23МЛ МиГ-23УБ
Технические характеристики
Экипаж 1 2
Длина, м 16,7 16,42
Размах крыла, м[1. 1] 7,78 / 14,0
Высота, м 5,0 4,82
Площадь крыла, м² 34,16 / 37,27
Коэффициент удлинения крыла 1,48 / 5,26
Коэффициент сужения крыла 2,36 / 2,95
Угол стреловидности по передней кромке
(по указателю в кабине пилота)
74°40' / 47°40' / 18°40'
(72° / 45° / 16°)
База шасси, м 5,77 5,81
Колея шасси, м 2,66 2,86
Масса пустого, кг 10 550 10 700
Нормальная взлётная масса, кг 15 600 15 150
Максимальная взлётная масса, кг 20 100 18 970
Масса топлива, кг 3319 3120
Объём топлива, л 4300 4050
Силовая установка 1 × ТРДФ Р35 1 × ТРДФ Р27Ф2М-300
Бесфорсажная тяга,
кгс (кН)
1× 8550 (83,9) 1× 6900 (67,7)
Форсажная тяга,
кгс (кН)
1 × 13000 (127,5) 1 × 10000 (98,1)
Лётные характеристики
Непревышаемое Число Маха 2,35
Максимальная скорость, км/ч 2500
Скорость отрыва, км/ч 280 290
Посадочная скорость, км/ч 250 260
Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23) 900
Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77) 1450 1210
Перегоночная дальность, км 2360 (с 3 × ПТБ) 1550 (с 1 × ПТБ)
Практический потолок, м 17 700 15 800
Скороподъёмность, м/с 215[1. 2] 145[1. 3]
Длина разбега, м 450 700
Длина пробега, м[1. 4] 750/880 850/1250
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)[1. 5] 456,7 / 418,6 443,5 / 406,5
Тяговооружённость (расч.)[1. 5][1. 6] 0,548 / 0,833 0,455 / 0,66
Максимальная эксплуатационная перегрузка + 8,5 g + 8,0 g
Аэродинамическое качество 12,1
Вооружение
Стрелково-пушечное 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л
Точек подвески 5
Ракеты «воздух-воздух» 2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т
2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60
4 × Р-3с или Р-13М или Р-60
Ракеты «воздух-поверхность» 2 × Х-23М
НАР 4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б 4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б
Авиабомбы до 2000 кг до 1000 кг
  1. Здесь и далее: при максимальном / минимальном угле стреловидности.
  2. С 2 × Р-23.
  3. С 2 × Р-13.
  4. С тормозным парашютом / без тормозного парашюта.
  5. 1 2 При нормальной взлётной массе.
  6. На максимальной тяге / на форсаже.

Сохранившиеся экземпляры

Интересные факты

См. также

Литература

  • Молочков В. «Плётка» для «Фантомов». Истребитель МиГ-23 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1998. — № 05. — С. 21-28. — 0130-2701.

Ссылки

  • Советские истребители МиГ-23 в ВВС США.
  • CombatAVIA
  • Военное дело
  • МиГ-23 Кубы
  • МиГ-23 Характеристики, история, модификации.

Примечания

  1. ↑ Сайт РСК "МиГ". История.
  2. Военный паритет. Самолёты ОКБ имени А.И.МИКОЯНА. Часть 2 (МиГ-21 и МиГ-23)
  3. F-117A: The crash of General Robert M Bond
  4. ↑ Lenta.ru: Оружие: ВВС Индии простились с истребителем МиГ-23
  5. ↑ MiG-23 Rakshak / Vijay
  6. ↑ Indian air force to retire MiG-23 fighters (Xinhua)  (Проверено 3 марта 2012)
  7. airwar.ru:МиГ-23МФ
  8. Микоян-Гуревич МиГ-23ПД
  9. МиГ-23 на Ближнем Востоке
  10. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  11. Shlomo Aloni. Arab-Israeli Air Wars 1947-82. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 23, 2001. — С. 88.
  12. Бои за гору Хермон
  13. Two MiG-23MS, which were on low orbit over northern Lebanon, were vectored to intercept, and they were successful in shooting two A-4 Skyhawks down.
  14. ↑ Потери ВВС Израиля в Ливане
  15. Владимир Ильин. МиГ-23 на Ближнем Востоке
  16. Ильин В. Е., Левин М. А. Истребители. — М.: Виктория, АСТ, 1996, с. 78.
  17. Владимир Бабич. МиГ-23МФ в Ливанской войне
  18. Syrian Tank-Hunters in Lebanon, 1982
  19. Танк M-60. Эксплуатация и боевое применение
  20. skywar.ru — Ливан
  21. В. Марковский. Горячий июнь 1982-го
  22. Сухопутные войска Израиля в начальный период войны в Ливане, 06-11.06.82
  23. Israeli Air-to-Air Victories since 1974
  24. F-15A/B Eagle (airwar.ru)
  25. Боевое применение МиГ-23
  26. МиГ-23МЛ (airwar.ru)
  27. McDonnell Douglas F-15 Eagle Losses & Ejections
  28. Shlomo Aloni. Israeli F-15 Eagle Units in Combat. Osprey Publishing, 2006, p. 88.
  29. [/artman/publish/article_272.shtml Syrian Air-to-Air Victories since 1948]. [/6HUuptNlb Архивировано из первоисточника 19 июня 2013].
  30. Сирийские повстанцы сбили правительственный МиГ (ВИДЕО)
  31. اسير قائد الطيارة 13 8 2012 The downed jet pilot captured alive
  32. Сирийская революция
  33. Weapons of Mass Destruction: An Encyclopedia of Worldwide Policy, Technology, and History. ABC-Clio, 2004, с. 165
  34. Танк «ЧИФТЕН»
  35. Tanker War, 1980-1988
  36. Iranian Air-to-Air Victories, 1982-Today
  37. Iranian Air-to-Air Victories 1976-1981
  38. Iranian Air-to-Air Victories, 1982-Today
  39. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  40. Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat.
  41. ↑ Early MiG-23M/MS Floggers in Action
  42. Coalition Fixed-Wing Combat Aircraft Attrition in Desert Storm
  43. Боевое применени МиГ-23
  44. Потери ВВС Ирака за 1988 — 91 гг.
  45. http://aces.safarikovi.org/victories/victories-iraq-gulf.war.pdf
  46. Иракские МиГ-23
  47. US Air-to-Air Victories during the Operation Desert Storm
  48. F/A-18A/B Hornet
  49. CombatAVIA
  50. J-7 (J-7I)
  51. Боевое применение J-7
  52. The helicopters were intercepted a little later by MiG-23M pilot V.I. Shkinder. He fired two R-60 (AA-8 Aphid) missiles, shooting down one Chinook, killing eight crew members. He then fired his GSh-23L 23mm cannon at another Chinook, forcing it to land near Gjaurs.
  53. Один из аэростатов в 1979 году на двумя Р-23Р сбил капитан Григорий Прищепа
  54. Pakistani Air-to-Air Victories
  55. Afghanistan, 1979-2001; Part 1
  56. Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War
  57. Кубинские летчики, погибшие в Анголе
  58. Different African Air-to-Air Victories
  59. 1999 — Year of Generalised Popular Resistance
  60. Libya & Egypt, 1971—1979
  61. Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  62. ↑ Different Middle Eastern Air-to-Air Victories since 1964
  63. ОГОНЬ В ПРЕРИИ
  64. Lenta.RU а
  65. Ливийская революция
  66. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  67. М. М. Комаров (1937—1970)
  68. «Энциклопедия испытателей» — Мамонтов Геннадий Владимирович
  69. Антон Павлов. Очерк истории 116 ЦБПА
  70. Практическая аэродинамика самолётов МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ. — М.: ВВИА им. Жуковского. — 368 с. — (Учебное пособие).
  71. Мороз Сергей Истребитель МиГ-23. — Москва: Экспринт, 2005. — 48 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-090-5.
  72. Иллюстрированный справочник-календарь по авиации, воздухоплаванию, ракетной технике и космонавтике. М.: Издательский Дом «Авиамир», 2008 год, стр. 25 июня

Шаблон:Link FA

Шаблон:Link FA

МиГ-23БН.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06