22-09-2023
Су |
|
Су250-64, ведущий ретро-поезд в Ростове-на-Дону |
|
Основные данные | |
---|---|
Страна постройки | |
Заводы |
Коломенский, Брянский, Сормовский (Красное Сормово), Луганский, Харьковский |
Главный конструктор |
К. Н. Сушкин |
Годы постройки | |
Всего построено |
2683 |
Ширина колеи | |
Конструкционная скорость |
115 км/ч |
Технические данные | |
Осевая формула | |
Длина паровоза |
13 424 — 13 594 мм |
Служебный вес паровоза |
83,3 — 88,8 т |
Порожний вес паровоза |
75,9 — 81 т |
Сцепной вес |
54 — 58,7 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
18 — 19,7 тс |
Мощность |
1380 — 1565 л.с. |
Диаметр бегунковых колёс |
1050 мм |
Диаметр движущих колёс |
1850 мм |
Диаметр поддерживающих колёс |
1320 мм |
Давление пара в котле |
13 кгс/см² |
Полная испаряющая поверхность нагрева котла |
187,76 — 199,25 м² |
Число дымогарных труб |
98 — 135 |
Число жаровых труб |
32 —40 |
Тип пароперегревателя |
двухоборотный |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
71,48 — 89,35 м² |
Паровая машина |
простая |
Число цилиндров |
2 |
Диаметр цилиндров |
575 мм |
Ход поршня |
700 мм |
Парораспределительный механизм | |
Длина тендера |
9049 |
Порожний вес |
23,5 — 24 т |
Объём баков для воды |
23 — 28,6 м³ |
Запас топлива |
17 — 20 т |
Эксплуатация | |
Страна | |
Изображения на Викискладе |
Су (от рус. сормовский усиленный; прозвища — «сушка», «советский Прери»; модификация Сум имела прозвище «сумка») — советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С (если точнее, то на базе Св) и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Несмотря на то, что обозначен лишь как разновидность, имеет так много конструктивных отличий от прототипа, что по праву может считаться новым типом паровоза. Также в отличие от прототипов, паровоз Су являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается[кем?] одним из лучших в мире паровозов.
В конце Первой мировой войны Российские паровозостроительные заводы практически перестали выпускать пассажирские паровозы, полностью переключившись на грузовые. Эта ситуация привела к тому, что в 1924 году парк грузовых паровозов был значительно оздоровлен и пополнен новыми паровозами (в основном серии Э), при этом парк пассажирских паровозов уже не мог обеспечивать потребности в перевозках.
После гражданской войны, при общем обеднении страны и невозможности вследствие этого поднимать пассажирские тарифы, НКПС был вынужден при наблюдающемся росте пассажирского движения, вместо увеличения числа поездов идти по пути увеличения их составов. Это обстоятельство требовало ввода в эксплуатацию более мощных пассажирских паровозов, чем курьерские типа 1-3-1, серии С, оптимизированных для работы в лёгких скоростных поездах.
В 1924 году производители паровозов получили заказ на выпуск пассажирских паровозов.
Разрабатывавшийся в то время на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» проект мощного пассажирского паровоза типа 2-4-0 (паровоз М) ещё не был готов. Поэтому принято было решение остановиться на паровозе типа 1-3-1.
За образец был принят паровоз типа 1-3-1 серии Св. Однако при проектировании паровоза в его конструкцию были внесены существенные изменения.
По сравнению с прототипом была увеличена длина топки и площадь колосниковой решётки (с 3,8 до 4,73 м²); увеличены длина дымовой коробки на 0,5 м и число жаровых труб с 24 до 32, при одновременном уменьшении числа дымогарных труб со 170 до 135; четырехтрубный, двухоборотный перегреватель Шмидта заменен на перегреватель системы Чусова (при этом площадь перегревателя увеличилась с 51,5 до 72,6 м², а испаряющая поверхность нагрева котла уменьшилась с 207,2 до 199 м²).
Ось котла была поднята с 2900 до 3200 мм; котловое давление повышено с 12 до 13 кгс/см²; экипажная часть перепроектирована с колеи 1435 мм на нормальную колею 1524 мм.
В отличие от паровозов Э, сохранившихся в СССР в большом количестве в рабочем состоянии и часто снимаемых, Су появлялись на экранах достаточно редко и практически только тогда, когда режиссёрам требовалось подчеркнуть парадный статус пассажирского поезда. В частности Су появлялись в следующих кинофильмах:
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
Узкоколейные | |
См. также |
Паровоз Су.