28-08-2023
Щ | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Главный конструктор | |
Осевая формула | |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод |
Харьковский, Брянский, Луганский, Невский, Путиловский, Сормовский, Коломенский |
Всего построено |
1910 |
Страна эксплуатации | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Длина локомотива |
11 701—11 753 мм |
Рабочая масса паровоза |
77,3—78,3 т |
Масса порожнего паровоза |
69,0—71,2 т |
Сцепная масса |
64,2—64,7 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
16 тс |
Конструкционная скорость |
75 км/ч |
Мощность |
620 л.с. |
Диаметр бегунковых колёс |
930 мм |
Диаметр движущих колёс |
1300 мм |
Давление пара в котле |
12—14 кгс/см² |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
168,9—176,7, 206,1 м² |
Число дымогарных труб |
272, 176 |
Тип пароперегревателя |
двухоборотный |
Поверхность нагрева пароперегревателя |
40,9—59 м² |
Число жаровых труб |
24—27 |
Площадь колосниковой решётки |
2,8 м² |
Диаметр цилиндров |
510/765, 590, 540/765 мм |
Ход поршня |
700 мм |
Паровоз Щ
|
Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0 выпускавшийся в Российской империи и советской России 1906 по 1918 год.
Содержание |
В 1905 году на железных дорогах Российской империи вследствие русско-японской войны появилась потребность в более мощных паровозах, чем паровозы нормального типа серии О. В этот период на казённых железных дорогах проводилась массовая замена износившихся рельсов и рельсов лёгких типов более тяжёлыми. В связи с вышеназванными обстоятельствами целесообразно было строить более мощные и тяжёлые паровозы. В 1905 году министр путей сообщения К. С. Немешаев поручил профессору Н. Л. Щукину дать предложение о новом типе товарного паровоза для казённых железных дорог.[1]
Несмотря на то, что на дорогах Европы уже работали паровозы типа 0-5-0 профессор Н. Л. Щукин решил ограничиться типом 1-4-0, взяв за основу паровоз серии Ш Китайско-Восточной железной дороги. С целью накопления опыта работы этих паровозов на казённых железных дорогах 10 паровозов были направлены на Екатерининскую железную дорогу.
Техническое бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством инженера А. С. Раевского[2] в 1906 году спроектировало паровоз с двухцилиндровой машиной компаунд типа 1-4-0. В том же году Харьковский завод построил один паровоз (он получил обозначение Юх3501). Паровоз был направлен на Екатерининскую дорогу.
В 1912 году паровозы этого проекта получили обозначение серии Щ по фамилии профессора Н. Л. Щукина.[1]
Всего с 1906 по 1918 год было построено 1910 паровозов этой серии. Все заводы входившие в Русское паровозостроительное общество строили паровозы серии Щ, а в 1911 году паровозы строил также Николаевский судостроительный завод.
Паровозы поступали на казённые железные дороги Российской империи, а также на заказавшие эти паровозы акционерные дороги: Юго-Восточные, Рязано-Уральскую, Северо-Донецкую.
ремонтировались многими паровозоремонтными заводами, в частности Изюмским заводом.
Паровозы серии Щ и их разновидности работали на многих грузонапряжённых линиях в начале XX века (Попасная-Купянск, Ростов-Иловайск, Мариуполь-Волноваха-Донецк-Авдеевка-Чаплино-Синельниково-Екатеринослав-Пятихатки, Мушкетово-Ясиноватая-Авдеевка, Киев-Коростень-Сарны, Киев-Жмеринка-Одесса, Фастов-Знаменка, Полтава-Лозовая, Белгород-Курск, Белгород-Харьков, Белгород-Купянск, Ковель-Люблин-Ивангород, Москва-Курск, Обухово-Вятка, Вятка-Екатеринбург) вплоть до прихода им на замену более мощных и совершенных паровозов серий Е и Э[3].
Паровозы серии Щ принимали участие в работе на малодеятельных линиях до начала 1950-х годов, затем были отставлены в запас МПС. С конца 1950-х началось их массовое списание из инвентаря, последние паровозы были списаны в 1961 году. Но, по некоторым данным, встречались вплоть до 80х годов во вспомогательной работе.[3]
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
Узкоколейные | |
См. также |
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Паровоз Щ.