Трасса маршрутов полуэкспрессных автобусов выбирается по принципу: маршрут, по которому можно быстро проехать на машине, но при поездке на общественном транспорте приходится делать несколько пересадок[2]. За счёт выделенных полос средняя скорость у таких автобусов 20,7 км в час, или на 20 % быстрее, чем у автобусов в общем потоке транспорта. На отдельных участках скорость достигает 60 км в час.
Официально позиционируется как средство для улучшения транспортного обслуживания жителей периферийных районов столицы.[3]
По состоянию на май 2015 года действуют шесть маршрутов, всего запланировано 17 маршрутов[4]. Скоростными полуэкспрессами пользуются ежесуточно более 100 тысяч человек.
Перевозчиком является ГУП Москвы «Мосгортранс». Стоимость проезда и виды проездных документов не отличаются от обычного наземного транспорта Москвы. Первоначально полуэкспрессные автобусы выделялись жёлто-оранжевой окраской[5][6], но затем на рейсы стали выпускаться и автобусы с обычной окраской — бело-зелёной.
В 2011 году развитие сети выделенных полос в Москве и организация на них экспресс-маршрутов была признана приоритетной. 9 июля 2011 года была официально открыта выделенная полоса на участках Ленинградского проспекта. 22 сентября открыта выделенная полоса на Липецкой улице[8], а 22 октября по ней был организован первый экспресс-маршрут № 901[9].
В конце августа была организована выделенная полоса на Боровском шоссе в обе стороны от МКАД до улицы Шолохова[10], а 5 ноября 2011 года была официально запущена полоса на участках Озёрной улицы и Мичуринского проспекта (от МКАД до площади Индиры Ганди), а также на участке улицы Косыгина, Воробьёвском шоссе и Бережковской набережной[8]. Тогда же был организован второй автобусный экспресс-маршрут — № 902 от Ново-Переделкина до Киевского вокзала[11].
19 ноября 2011 года была введена выделенная полоса на Ярославском шоссе и участке проспекта Мира (от Холмогорской улицы до Рижского вокзала)[8], в тот же день был запущен автобусный маршрут № 903[12].
4 февраля 2012 года была введена в действие выделенная полоса на Пятницком и Волоколамском шоссе, а также на Ленинградском проспекте для движения полуэкспрессного маршрута № 904 «4 микрорайон Митино — Белорусский вокзал», который был запущен в этот день[13][14][15].
С 29 февраля 2012 года было резко увеличено количество остановок на четырёх экспрессных маршрутах[16]:
маршруту № 901 были добавлены остановки «Липецкая улица, 46», «6-я Радиальная улица, 10», «Управа района Москворечье-Сабурово» (было 8 остановок, стало 11);
№ 904 — «Дубравная улица», «Улица Панфилова» (от центра), «МАДИ-Финансовый университет» (от центра) (было 10, стало 13).
С 17 декабря 2012 года была введена остановка на 902 маршруте «Улица Косыгина»[17]
C 28 декабря 2012 года была введена остановка на 904 маршруте «Метро „Пятницкое шоссе“»[18].
Автобус маршрута № 907 на остановке «Сабурово» в бело-зелёной окраске
C 1 июля 2013 года организован маршрут автобуса № 905 «75-й км МКАД» — «Белорусский вокзал»[19]. Годом ранее, 12 июля 2012 года руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов сообщил, что следующий маршрут САС (предварительный номер 905) протяжённостью 15,3 км будет запущен по Ленинградскому проспекту и Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала. Было объявлено, что маршрут будет запущен по окончании строительства отстойно-разворотной площадки на Ленинградском шоссе, которое должно было завершиться до 1 августа 2012 года. Всего до конца 2012 года планировалось строительство 10 новых отстойно-разворотных площадок для скоростных автобусных маршрутов: на Ленинградском, Ярославском, Рублёвском, Щёлковском шоссе и шоссе Энтузиастов, на Ленинском, Севастопольском и Волгоградском проспектах, а также на Люблинской и Профсоюзной улицах[20].
В 2013 году полуэкспрессами пользовались ежесуточно от 8 до 14 тысяч человек[2], при этом один автобус перевозил за рейс от 40 до 80 человек.
С 11 марта 2015 года по рабочим дням введены укороченные рейсы № 903к «Холмогорская улица — Метро "ВДНХ"»[23], а с 26 марта № 901к «Загорье – Метро "Кантемировская"»[24].
C 1 августа 2015 года маршрут № 901 продлён до Таганской площади[25]. Продление планировалось месяцем ранее: были развешаны объявления на остановочных павильонах, но затем было отложено.
При вводе новых маршрутов пассажиропоток формируется после в течение 2-3 месяцев, а средний срок обкатки с выводами о целесообразности составляет около полугода[2]. В частности, количество пассажиров маршрута № 905 за 4 месяца после открытия возросло более чем в два раза[26] до 4000 чел. в сутки, а в конце 2013 года достиг более 7200 человек в сутки[27].
С 1 июня 2014 года посадка во все маршруты осуществляется при включенных турникетах (до этого для ускорения посадки в автобус использовалась система АСКП с валидатором(-ами), но опущенным (отключённым) турникетом). Эксперимент дал положительные результаты — число валидаций на маршрутах возросло на 12,5 % пассажиров[28] при той же скорости посадки.
В мае 2014 года полуэкспрессными маршрутами пользовались 73 тысяч пассажиров в сутки, на май 2015 года этот показатель превысил 100 тысяч человек. Это обосновывается тем, что жители столицы ценят свое время и находят в полуэкспрессах хорошую альтернативу личному транспорту для ежедневных поездок по городу[1].
Действующие маршруты
Указаны действующие маршруты на конец мая 2015 года: всего 6 маршрутов + 2 укороченных версии маршрутов. Интервал движения у всех маршрутов от 2 до 10 минут. Точное расписание и перечень остановок — по ссылке на официальный сайт Мосгортранса.
Самые востребованные маршруты на июль 2013 года — № 902, № 903[2]. На январь 2015 года — № 902—904 и № 905[источник не указан 447 дней].
Запланированные маршруты
В 2011 году было запланировано большое количество новых маршрутов[4]. Вводились они по одному, сроки постоянно отодвигались. По сообщению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы от 5 сентября 2012, до конца 2012 года планировался ввод двух маршрутов — помимо маршрута по Ленинградскому шоссе, к вводу был запланирован маршрут от кинотеатра «Ударник» (Большого Каменного моста) до МКАД по Ленинскому проспекту, а также продление маршрута 901 до Таганской площади. Но был введён только один в июле 2013 года — маршрут 905 по Ленинградскому шоссе. Сообщалось, что всего до конца 2014 года планируются 10 новых экспрессных маршрутов.[34]. Но в июле 2013 года столичный департамент транспорт сообщил, что до конца 2015 года будут запущены только 8 маршрутов[2][35]. Ввод новых маршрутов постоянно откладывается по сравнению с официально озвученными сроками.
↑ ГУП «Мосгортранс»: Москвичи стали чаще пользоваться наземным городским транспортом: особенно популярны полуэкспрессные автобусные маршруты
↑ Полуэкспресс довезет от Белорусского вокзала до МКАД за полчаса — Светлана Батова — Российская газета
ГУП «Мосгортранс»: Полуэкспрессные маршруты
↑ Организация работы наземного городского пассажирского транспорта по выделенным полосам в 2011 году. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (11 октября 2011 года). Проверено 24 декабря 2011 года. Архивировано из первоисточника 24 декабря 2011 года.
Метроблог — Подведены итоги конкурса на лучший эскиз оформления автобуса скоростных линий
В Москве перекрасят скоростные автобусы — Интерфакс
↑ На Ленинградском проспекте заработала выделенная полоса для движения общественного транспорта. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Проверено 7 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012.
↑ 19 ноября 2011 года вводится в эксплуатацию выделенная полоса для приоритетного движения общественного транспорта на Ярославском шоссе и участке проспекта Мира. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Проверено 19 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 19 ноября 2011.Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>: название «itogi-17-11-2011» определено несколько раз для различного содержимого
Организуется новый маршрут автобуса (№ 901). ГУП «Мосгортранс» (20 октября 2011). Проверено 24 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 24 декабря 2011.
Полоса для общественного транспорта появилась на Боровском шоссе. Официальный портал префектуры ЗАО. Проверено 7 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. (недоступная ссылка)
Организуется новый маршрут автобуса №902. ГУП «Мосгортранс» (5 ноября 2011). Проверено 24 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 24 декабря 2011.
Новый маршрут автобуса №903. ГУП «Мосгортранс» (19 ноября 2011). Проверено 24 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 24 декабря 2011.
Внимание! Новый полуэкспрессный маршрут автобуса. ГУП «Мосгортранс» (4 февраля 2012). Проверено 9 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 6 сентября 2012.
С 4 февраля запущен новый автобусный маршрут N 904 — «4-й микрорайон Митино — Белорусский вокзал».. Российская газета (9 февраля 2012). Проверено 9 февраля 2012.
В Москве введена новая выделенная полоса для движения маршрута № 904.. Информационный центр правительства Москвы (2 февраля 2012). Проверено 9 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 6 сентября 2012.
Внимание! Вводятся дополнительные остановки. ГУП «Мосгортранс» (29 февраля 2012). Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012.
Вводится остановка. Архивировано из первоисточника 6 апреля 2013.
↑ В связи с вводом в эксплуатацию станции метро «Пятницкое шоссе». ГУП «Мосгортранс» (28 декабря 2012). Проверено 18 марта 2013. Архивировано из первоисточника 22 марта 2013.
ГУП «Мосгортранс»: Организуется маршрут автобуса № 905 «75-й км МКАД» — «Белорусский вокзал»
Для организации автобусов-полуэкпрессов в 2012 году построят 10 разворотных площадок // http://mosgortrans.net
ГУП «Мосгортранс»: Организуется новый маршрут автобуса "Каширское шоссе, 148 — Метро «Добрынинская»
ГУП «Мосгортранс»: ГУП «Мосгортранс» организует новый полуэкспрессный маршрут автобуса
ГУП «Мосгортранс»: Организуются короткие рейсы на маршруте автобуса
ГУП «Мосгортранс»: Организуются короткие рейсы на маршруте автобуса
ГУП «Мосгортранс»: Продлевается трасса маршрута автобуса
Пассажиропоток на полуэкспрессном маршруте № 905 возрос более чем в 2 раза
ГУП «Мосгортранс»: Полуэкспрессный маршрут № 905 становится более востребованным среди москвичей
ГУП «Мосгортранс»: Евгений Михайлов: «На 12,5 % возросло количество валидаций билетов на полуэкспрессных маршрутах после включения турникетов»
Московский Автобус || Маршруты || Москва || 901
Московский Автобус || Маршруты || Москва || 902
Московский Автобус || Маршруты || Москва || 903
Московский Автобус || Маршруты || Москва || 904
Московский Автобус || Маршруты || Москва || 905
К концу 2014 году планируется ввести 10 полуэкспрессных маршрутов // http://dt.mos.ru