Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Тверской трамвай

22-08-2023

Тверской трамвай
Трамвайная система
Страна

 Россия

Город

Тверь

Тип системы

пассажирская (ранее — грузопассажирская)

Дата открытия

15 (28) августа 1901 года

Количество маршрутов

5

Количество маршрутов в период максимального развития

18

Общая длина маршрутов в период максимального развития

ок. 180 км

Количество трамвайных парков

1

Количество трамвайных парков в период максимального развития

2

Ширина колеи

1524 мм.

Тип питания

электрический (контактный провод)

Напряжение контактной сети

550В

Протяжённость самого длинного маршрута

10 (10.7 км)

Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы

12 (15,4 км)

Компания-перевозчик

МУП «Городской электротранспорт»

Тверско́й трамвай — один из видов городского пассажирского транспорта в Твери. Начал свою работу 28 августа 1901 года.

Тверской трамвай управляется муниципальным унитарным предприятием «Городской электротранспорт», обслуживается одним трамвайным парком, по состоянию на август 2012 года насчитывает 5 маршрутов и пока ещё связывает все четыре района города. Однако добраться без пересадки из Пролетарского района в Заволжский нельзя уже с 1993 года. Предположительно, очень скоро трамвай перестанет ходить в Пролетарском районе, затем в Затверецкой части Заволжского, после в Московском.

Содержание

История

Трамвайная линия, связавшая Восьмиугольную площадь (ныне — пл. Ленина) с Морозовской фабрикой (Пролетарка) и с железнодорожным вокзалом была введена в действие 15 (28) августа 1901 года. Общая протяженность трамвайной линии составила 6,3 км. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки. В феврале 1918 года трамвайное хозяйство было национализировано. В ноябре 1920 года трамвайное движение было остановлено, но в апреле 1922 года возобновлено. В 1929 — 30 гг. трамвайные линии были перешиты на широкую колею. 1 мая 1930 года трамвайная линия продлена от площади Ленина к Советской больнице (Московская пл.). В 1931 году открылось движение трамваев по маршруту Вагонзавод - Пожарная площадь (4,75 км), также была построена соединительная ветвь от площади Мира к площади Революции через Староволжский мост (0,75 км). В 1932 году была введена в строй линия грузового трамвая от Староволжского моста до Савватьевских торфоразработок (Старая Константиновка). Кроме того, к концу 1932 г. относится строительство 3-х оборотных колец - у Вокзала, Совбольницы и Пролетарки. Эксплуатация колец дала возможность без лишних маневров пускать двух-и трехвагонные трамвайные поезда. 1934 год отмечен строительством загородной однопутной линии от фабрики "Пролетарка" до фабричного поселка им. Ворошилова (ул. Республиканская) длиной 2,7 км с устройством павильона на конечном пункте. В 1936 году построена однопутная линия в Новопромышленный район от Советской больницы до Московской заставы (пл. Гагарина). В 1937 году по требованию Управления заводов-новостроек - КРеПЗа и завода 513 - трамвайный путь от Московской заставы был удлинен до строительной площадки этих заводов. В 1939 г. по специальному постановлению правительства были выделены средства в сумме 300 тыс. руб. на строительство Мигаловской линии. Одноколейный трамвайный путь, протяжением в 2,3 километра, был построен в течение 3-х месяцев к 22-й годовщине Октябрьской революции. В 1940 г. был построен одноколейный трамвайный путь от Вагонзавода до Горбатого моста.

В конце 1940 г. действовало 8 трамвайных маршрутов:
№1 Пролетарка - Совбольница (4,8 км)
№2 Пролетарка - Вокзал (6,7 км)
№3 Вагонзавод - Мясокомбинат (5,3 км)
№4 Вагонзавод - КРеПЗ (8,0 км)
№5 Горбатый мост - Вокзал (7,5 км)
№6 Пролетарка - ф-ка им. Ворошилова (2,3 км)
№7 Мясокомбинат - дер. Старая Константиновка (3,0 км)
№8 Пролетарка - пос. Мигалово (4,5 км)


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Под ударами врага, оказывая ожесточенное сопротивление, Красная Армия с боями отступала на восток. К началу октября фронт подошел к Калинину. 14 октября немецко-фашистские войска ворвались в город, завязались уличные бои, в ходе которых многие трамвайные вагоны, брошенные на улицах городах были уничтожены, кроме того нередко они становились частью баррикад, перекрывавших улицы города. 17 октября немецко-фашистские войска почти полностью заняли город, в руках Красной Армии осталось только небольшая часть Затверечья (противник не смог выбить оттуда подразделения 256-й стрелковой дивизии). Во время оккупации тверской трамвай был разрушен (было уничтожено и вывезено в Германию 43 км трамвайных путей).

Калинин освободили 16 декабря 1941 года 29-я и 31-я Армии Калининского фронта. Практически сразу после освобождения города встала задача восстановить трамвайное сообщение, поэтому в трамвайный парк посылали несколько директоров, однако они не справились с поставленной задачей. Удалось это Филатову Анатолию Ивановичу. Трамвайные пути были восстановлены, трамвайные вагоны получены из Саратова — и в 1945 году трамвай был восстановлен. Анатолий Иванович создал подсобное хозяйство, где выращивали овощи и держали свиней, так что сотрудники не голодали. Это хорошо помнит Клавдия Ивановна Тяпина — председатель Тверского партизанского движения. Директор Анатолий Иванович Филатов получил телеграмму с благодарностью от имени Сталина.[1]

В 1956 году открыто движение трамваев по Нововолжскому мосту, а через год закрыт дублирующий участок, проходящий от пл. Мира до пл. Революции. В 1954-60 гг. велось активное строительство новых трамвайных линий в Новопромышленном районе. Линия начиналась от бывшей Московской заставы (теперь пл. Гагарина), следовала в южном направлении до Рыбокоптильного завода с ответвлением в западном направлении по Новопромышленной улице, до просп. Чайковского. По мере укладки пути участки вступали в эксплуатацию. В октябре 1954 года возник маршрут № 8 от завода "Искож" до Новопромышленной пл., потом он был продлен до Швейной фабрики, потом через Круглую площадь до Вокзала в 1960 году. В 1962 году построен и введен в эксплуатацию двухколейный участок рельсовых путей по улице Орджоникидзе от Новопромышленной площади (ныне Терешковой) до Рыбокомбината. В 1967 г. построена новая трамвайная линия от проспекта Калинина, через новый Тьмацкий мост у Камвольного комбината, улицу Спартака, проезд Дарвина до проспекта Чайковского. В ноябре 1967 году был организован новый маршрут № 13 от 1-й Республиканской улицы по просп. Калинина, ул. Спартака, проспекту Победы, ул. Орджоникидзе до Рыбокомбината. В 1970-1974 гг. осуществлено строительство трамвайной линии по улицам Благоева - Хрустальной, на участке от ул. Горького до Кольцевой ул. Возникновение этой линии связано со строительством подъездного пути к трамвайному депо № 2. После реконструкции Кооперативного переулка (Тверской проспект) в 1973-1976 гг. с улицы Урицкого перенесены рельсовые пути трамвая. Одновременно с открытием Восточного моста 6 ноября 1981 году был введён новый, 15-й маршрут трамвая "Рыбокомбинат - ул. Маяковского - дер. Старая Константиновка". В 1982 году введен в эксплуатацию участок от Железнодорожного вокзала до Автовокзала. 31 декабря 1988 года открыт новый трамвайный маршрут №17 "Южный — Искож". Трамвайные маршруты №12 и №15 продлены до кольца "пос. им. Крупской". В 1990 году проложена линия от кольца "пос. им. Крупской" до микрорайона Южный. В 1996-1997 гг. прекращено трамвайное движение по улицам Софьи Перовской и Советской до пересечения с Тверским проспектом. В 1999 году трамваи перестали ходить по всей Советской улице и улице Вагжанова. 1 июня 2004 года закрыта трамвайная линия, проходящая через Восточный мост. В 2009 году было закрыто три линии - линия от Республиканской улицы до поселка Мигалово, участок от пл. Терешковой до комбината "Искож" и линия от бульвара Цанова в Южный.

Управление

С 2008 года трамвайное хозяйство Твери управляется МУП «Городской электротранспорт». Предприятие находится на проспекте Чайковского, рядом с трамвайным депо № 1.


Предыдущая управляющая организация МУП «ТТУ» признана банкротом[2].

Трамвайные парки

В Твери расположены два трамвайных парка:

Трамвайный парк № 1, расположенный на проспекте Чайковского (Центральный район) закрыт 1 октября 2010 года. Имеющиеся в нём трамваи переведены в трамвайный парк № 2, однако часть вагонов были списаны и соответственно порезаны.

С 1 октября 2010 года трамвай обслуживается парком № 2 — на ул. Хрустальной (Соминка)[3].

Подвижной состав

По состоянию на январь 2010 года в Твери эксплуатируются следующие модели трамваев:

См. также фотогалерею «Трамваи Твери» на сайте Таганрогского транспорта и страничку о Тверском трамвае на СТТС

По данным бывшего директора Трамвайно-троллейбусного управления Д. К. Соболева, всего в инвентаре числится 106 трамваев, ежедневный выпуск составляет 36 трамваев. Трамвайный парк сильно изношенный, амортизация составляет 78 процентов[4].

По данным сайта СТТС по состоянию на январь 2010 года в Твери имеется примерно 140 пассажирских вагонов[5] По состоянию на начало декабря — 133 вагона, из них 50 вагонов не используются.планируется к утилизации около 40 вагонов, как полностью выработавшие свой ресурс.

Эксплуатация подвижного состава

  • В конце 2009 года начали списывать вагоны 71-605А.
  • В 2009 году была проведена порезка практически всех Tatra T3 первого депо. Последние шесть вагонов этой модели (бортовые номера № 105, 106, 108, 123, 124, 125) находились на хранении в депо № 2, но в середине октября 2010 года были списаны.
  • 9 сентября 2010 года появилась информация о том, что на месте трам. парка № 1 собираются построить торговый центр.
  • 30 сентября 2010 года были разъединены все СМЕ. Начался перевод вагонов в трам. парк № 2 (Соминка)
  • 1 октября 2010 года трам. парк № 1 прекратил выпуск вагонов на линию. На территории парка № 1 временно продолжала функционировать диспетчерская. статья «ТИА».
  • 1 ноября 2010 года все трамвайные вагоны были переведены в трамвайное депо № 2 (Соминка)
  • 26 ноября 2010 года появился сюжет «ТНТ» Тверской проспект" , в котором называется судьба Первого трамвайного парка: планируется возвести новый жилой микрорайон.
  • 29 ноября 2010 года появился сюжет «РЕН-ТВ» Пилот", в котором также упоминается судьба Первого трамвайного парка
  • 30 июля 2011 года Началась единая перекраска вагонов в бело — оранжевый цвет. Первыми были перекрашены вагоны с бортовыми номерами № 26, 140, 161, 215 и 333.
  • 16 июня 2012 года установлены электронные маршрутные указатели на трамваи - 71-608К, Tatra T6B5

Маршрутная сеть

Действующие маршруты

Сведения о работе отдельных маршрутов трамваев в г. Твери, 2011 г.[6]
Время начала работы
раб./вых.
Время окончания работы
раб./вых.
Кол-во поездов
раб./вых.
Интервал движения, мин, min-max
раб./вых.
5 5.03/5.03 23.00/23.00 8/8 12-15/12-15
6 6.18/6.26 19.27/19.27 4/4 23-23/23-23
10 5.15/5.15 22.49/22.49 7/7 15-30/15-30
11 4.55/4.55 23.07/23.07 8/8 10-15/10-15
13 4.38/4.38 23.13/22.55 11/8 8-12

Закрытые маршруты

  • № 1. Мигалово — Искож. (до 26 мая 1997 года года ходил по ул. Советской, поворачивая на нее с Тверского проспекта. После закрытия трамвайного движения по ул. Советской ходил до к/ст «Искож» через проспект Победы — площадь Терешковой, закрыт в середине 2000 г.)
Внешние изображения
17 апреля 2000 года. Маршрут №1 (проезд Дарвина)
13 октября 1992 года. Маршрут № 2 (ул. Советская — Тверской проспект)
  • № 2. Мигалово — Автовокзал. (закрыт 26 мая 1997 года в связи с закрытием трамвайного движения по линии ул. Софьи Перовской — ул. Советская)
  • № 3. ДСК — дер. Старая Константиновка. (закрыт 27 июля 2010 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток»)
  • № 4. ДСК — Искож.(закрыт 1 июня 2004 года, в связи с закрытием трамвайного движения через Восточный мост. Первоначально проходил по ул. Советской, в связи с закрытием трамвайного движения по ул. Советской и Вагжанова в 1999 году, проходил через Тверецкий мост — ул. Туполева — Восточный мост)
  • № 7. ДСК — Мигалово. (закрыт в 1993 году, в связи с ремонтом Нового Моста. 7-й маршрут совершал поворот с Тверского проспекта на пр-д Дарвина, после закрытия на ремонт Нового Моста 7-й маршрут непомерно удлинялся, в связи с чем было принято решение его закрыть)
  • № 8. Искож — Автовокзал. (закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток»)
  • № 9. КСМ-2 — бульвар Цанова. (закрыт в 1993 году в связи с Ремонтом Нового Моста, проходил по линии ул. Вагжанова — ул. Советская)
  • № 12. Южный — Мигалово. (1 февраля 2004 года был сокращен до ул. Республиканской, закрыт 12 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». После многих сокращений трамвайной системы он почти совпал с 13 маршрутом трамвая.)
  • № 14. Мигалово — Автовокзал. (20 апреля 2009 сокращен до Республиканской, таким образом было окончательно закрыто движение трамваев до к/ст Мигалово. 12 января 2011 года 14-й маршрут был закрыт, официальная причина: «низкий пассажиропоток», полностью закрыт 15 мая. Однако 13-й маршрут иногда совершает рейсы по 14-му маршруту с заменой маршрутоуказателя)
  • № 15. Южный — дер. Старая Константиновка (до 1 июня 2004 года проходил по Восточному мосту, после проходил через Тверецкий мост — Тверской проспект — проспект Победы. Закрыт 20 апреля 2009, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 12-го, 15-го и 17-го маршрутов линия на Южный не эксплуатируется)
  • № 16. Мигалово — дер. Старая Константиновка. (сезонный маршрут, ходил в весене-осенний сезон по выходным дням; изначально поворачивал с пр-да Дарвина на Тверской проспект, далее через Тверецкий мост до Константиновки. После демонтажа поворота на пл. Капошвара, ходил через пр-т Победы — площадь Терешковой — Восточный мост. Закрыт в 2001 году)
  • № 17. Южный — Искож. (маршрут полуэкспресс: работал по рабочим дням в часы пик. Первоначально закрывался в конце 90-х - начале 2000-х, но при закрытии Восточного моста и запуска 15-го маршрута через Нового Моста 17-й маршрут дважды восстанавливался. Окончательно закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 8-го и 17-го маршрутов линия на Искож не эксплуатируется)
  • № 18. ДСК — ул. Кольцевая. (Закрыт в 2001 году, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Самый молодой трамвайный маршрут Твери, открытый в 1993 году, не проработал и 10 лет)

Закрытые линии

  • В 1993 году были демонтированы стрелки поворота с проспекта Чайковского на пр-д Дарвина (пл. Капошвара), который использовался 7-м и 16-м маршрутами. Сам поворот был разобран только в 1999 году. Изоляторы контактной сети на растяжках сохранились до сих пор.
  • 26 мая 1997 года была закрыта часть линии на ремонт дорожного полотна на Советской, на время которого 3-й и 4-й были перенесены на Проспект Победы, однако после проведения ремонта маршруты назад не вернулись, и линия, идущая от площади Гагарина по ул. Вагжанова и ул. Советской до Тверского проспекта, была закрыта. Контактная сеть была демонтирована, стрелки и повороты на линию разобраны. Основной рельсовый путь демонтирован не был.
  • 1 июня 2004 года началась реконструкция Восточного моста, соответственно трамвайное движение по нему прекратилось, маршрут № 4 «ДСК — Искож» был закрыт, а маршрут № 15 «Южный — дер. Старая Константиновка» был перенесен на проспект Победы).

В случае если снимут линию по Тверскому проспекту возможно возобновления движения, однако, несмотря на проведённый ремонт, Восточный мост находится в полуаварийном состоянии, что, к сожалению, в настоящий момент не представляет возможности восстановления трамвайного движения.[7]

  • 20 апреля 2009 года была закрыта линия ул. Республиканская — Мигалово, 14-й маршрут укорочен до ул. Республиканской.
  • 12 октября 2009 года отменены 8-й, 12-й и 17-й маршруты и соответственно закрыто движение в Южный и на Искож.
  • 29 мая 2011 года начался демонтаж участка линии «Республиканская — Мигалово» — единственного в России участка трамвайных путей, пересекающего федеральную трассу «Россия» — в связи со строительством транспортной развязки. Однако изначально планировалось сохранить трамвайное движение при строительстве. Самое смешное, что в итоге рельсовый путь был демонтирован на всём участке, кроме непосредственного пересечения с трассой ;-)
  • 25 августа 2011 был разобран небольшой участок рельсового пути в посёлке Крупской возле дома №13 по Бурашевскому шоссе
  • 12 июля 2012 года в рамках капительного ремонта Восточного моста начался демонтаж трамвайных путей, движение по которым не осуществлялось с 2004 года. Возможно, трамвайная линия по Восточному мосту всё же будет восстановлена

Общественное мнение

Согласно опросу, проведенному газетой «Комсомольская правда», подавляющее большинство респондентов (85,5 %) высказались за сохранение трамвая в Твери, и только 12,2 % высказались против[8]. Кроме того, отмечается, что трамваи являются своего рода «визитной карточкой» Твери[9].

Примечания

  1. ТВЕРСКОЙ ТРАМВАЙ ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 105-ЛЕТИЕ!
  2. КРИЗИС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕОДОЛЕН
  3. Вся Тверь – Каталог предприятий г. Твери и Тверской области
  4. http://www.omnibus.ru/N4.2004/page3_1.html
  5. http://transphoto.ru/list.php?t=1&cid=8 Тверской трамвай на сайте СТТС
  6. Расписание движения общественного транспорта 2011 г. Администрация г. Твери.
  7. http://tverobl.ru/news/news61211.php В Твери начнут реконструировать Восточный мост
  8. Трамваев в Твери станет меньше. На весь город останется всего 25 вагонов // KP.RU — Тверь
  9. 20 000 000 рублей — ежемесячный убыток городского электротранспорта Твери // KP.RU — Тверь

Ссылки

  • Схема маршрутов
  • Фотографии тверских трамваев
  • Тверской трамвай
  • Тверской трамвай на «Сайте о железной дороге» Сергея Болашенко
  • Экскурсия в трамвайное депо № 1
  • Тверской трамвай на сайте СТТС
  • Справка о дейтельности трамвая гор. Калинина в связи с 50-ти летием его существования 28 августа 1951 г.. «Тверской трамвай». Архивировано из первоисточника 16 октября 2011.


Тверской трамвай.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06