Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Казанский трамвай

25-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Казанский трамвай
Трамвайная система
Страна

Россия

Город

Казань

Тип системы

пассажирская

Дата открытия

20 ноября 1899 года

Количество маршрутов

4
(+ 2 временно закрытых)

Количество маршрутов в период максимального развития

23

Длина контактной сети в период максимального развития

183[1]

Общая длина маршрутов

120

Общая длина маршрутов в период максимального развития

397[1]

Количество трамвайных парков

1

Количество трамвайных парков в период максимального развития

3

Количество вагонов

94 (2013)[2]

Количество вагонов в период максимального развития

421 (2002)[3]

Модели эксплуатируемых трамваев

РВЗ-6М2, 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КТ, 71-619КМ, ЛМ-93, ЛМ-99К/К2, ЛМ-99АЭ, 71-402, АКСМ-843

Ширина колеи

1524

Тип питания

Электричество

Напряжение контактной сети

550 вольт

Регламентированная высота подвеса контактной сети

6000 мм

Протяжённость самого длинного маршрута

23 км[4] (№ 5)

Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы

32 км (№№ 20 и 21)[5]

Компания-перевозчик

МУП «Метроэлектротранс»

Сайт компании

http://www.kazanmetro.ru

трамвайный поезд с двухэтажным вагоном в начале XX века на улице Бол. Проломная (ныне Баумана)
вагон Х на Аллее Славы; основной тип трамвая в городе в 1930-х—1940-х гг.
вагон МТВ-82; основной тип трамвая в городе в 1950-х—1960-х гг. (в Казани ни один не сохранился)
вагон РВЗ-6; основной тип трамвая в городе в 1960-х—1980-х гг.
вагон 71-605А; основной тип трамвая в городе в 1990-х гг.
вагон 71-608КМ 1990-х гг. в городе
вагон 71-619К-01 1990/2000-х гг. в городе
вагон «Спектр» 2000-х гг. в городе
вагон ЛМ-99АЭ 2007 г. в городе
АКСМ-843 2013 г. в городе
спецвагон-вышка контактной сети, изготовленный из РВЗ-6 в городе
спецвагон-рельсотранспортер ТК-28 в городе
спецвагон-снегоочиститель ВТК-01 в городе

спецвагон-шпалоподбивочник ШПМА-4К на строительстве трамвайной линии по улице Энергетиков
остатки экспериментального вагона РВЗ-7 1980-х гг. в городе

Каза́нский трамва́й — трамвайная система Казани. Одна из старейших электрических трамвайный систем в России, открыта 20 ноября 1899 года, заменила казанскую конку.

По состоянию на май 2013 года насчитывается 4 маршрута — № 1, 4, 5, 6, а также временно из-за реконструкции улиц не действуют ещё 2 маршрута — № 3, 7 (в случае возобновления будет перенумерован в 2). Количество вагонов — 94. Систему обслуживает депо (ранее № 1) имени И. К. Кабушкина. До 2005 года действовало бывшее депо № 2, а до 2011 — депо № 2 (ранее № 3) имени Х. Х. Акалаева. Стоимость проезда составляет 15 рублей наличными, 14 рублей по электронной карте (2013 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты. Оператор — МУП «Метроэлектротранс».

Система имеет несколько уникальных особенностей:

  • Маршрут № 5 (скоростной (ускоренный) трамвай первого этапа) протяжённостью 23 км с 32 остановками и временем проезда около 1 часа. Тем не менее, он не является самым длинным в России (в Магнитогорске действуют встречные кольцевые маршруты № 13, 14 длиной более 28 км). Ранее действовали самые длинные в России и самые длинные в мире (из числа внутригородских) встречные кольцевые маршруты № 20, 21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут. Отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу вместо маршрута № 5.
  • Разворотный треугольник на конце маршрута № 5 возле пересечения проспекта Победы и Оренбургского проезда у микрорайона Солнечный город. Ранее несколько десятков лет действовал разворотный треугольник на конце закрытого маршрута № 2.
  • Полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая. В настоящее время осталось 3 направления: в сторону площади Тукая пути демонтированы.
  • Двухуровневые перекрестия трамвайных линий без поворотных-стрелочных пересечений: на перекрёстке улицы Зорге (надземный уровень — путепровод с маршрутом № 4) и проспекта Победы (наземный уровень со скоростным маршрутом № 5), под которым на подземном уровне также находятся пути и станция метро; на перекрёстке Сибирского тракта (наземный уровень с маршрутом № 4) и улицы Арбузова (выемочный нижний уровень со скоростным маршрутом № 5).
  • Вагоны РВЗ-6М2 — до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %. Нынче сохранились т. н. «парадный вагон» (на линии в дни праздников), вагон-вышка контактной сети и трактир (работает по заказам).
  • Экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки и дореволюционного трамвая и настоящего вагона типа Х на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто перед зданием МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода».

История

Трамвай на электротяге начал работать в Казани с 20 ноября 1899 года, заменив таким образом конку, а с осени 2012 года включает скоростную (ускоренную) линию.

См. также:

Маршруты

Трамвайные маршруты в Казани
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание Номер до перенумерации в 2013 году
1 Ж/Д Вокзал Ул. Химическая 9
4 Ул. Халитова 9-й Микрорайон 11
5 Ж/Д Вокзал Микрорайон Солнечный Город Скоростной трамвай первого этапа 19
6 Халитова-2 Караваево 13
Временно не работающие маршруты
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
3 Ж/Д Вокзал Посёлок Борисково Временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул. Г.Тукая
7 Ж/Д Вокзал Речной порт Временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул. Г.Тукая; в случае возобновления будет перенумерован в № 2
Маршруты до перенумерации (2013 год)
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
1 Ж/Д Вокзал Ул. Адмиралтейская закрыт из-за нерентабельности в 2007 году, рельсы окончательно разобраны к 17 июля 2010 года
2 Ж/Д Вокзал Строительная академия закрыт для увеличения пропускной способности ул. Бутлерова, Волкова и Площади Тукая (неофициально — трамвайная линия помешала жильцам «элитного» дома) 6 июля 2011 года[6]
4 ЖД Вокзал Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года вместе с линией по улицам Островского, Качалова и Трамвайным депо № 2
5 Ул. Каюма Насыри Ул. Халитова закрыт 10 июня 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса и дублирования 7 маршрутом троллейбуса
6 Ул. Кызыл Татарстан Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года вместе с линией по улицам Островского, Качалова и Трамвайным депо № 2
8 Ул. Ершова Посёлок Борисково закрыт в 2004 году
9 Ул. Химическая ЖД Вокзал Перенумерован в 1
10 Посёлок Караваево Ул. Химическая закрыт 27 июля 2008 года, поглощён маршрутом № 9
11 Ул. Халитова Перенумерован в 4
12 Ул. Каюма Насыри Девятый микрорайон закрыт 13 сентября 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса. Заменен на 21 троллейбус.
13 Ул. Халитова-2 Пос. Караваево закрыт 13 сентября 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса. Заменен на 21 троллейбус.
14 Ж/Д Вокзал Ул. Халитова-2 закрыт 31 октября 2012 года в связи с пуском 5-го маршрута, почти полностью дублирующего 14-й. Действует как парковый для маршрутов 5 и 9.
15 Ул. Ершова Девятый микрорайон Пиковый, закрыт в 2004 году
16 Трамвайное депо № 1 Ул. Халитова закрыт в 2007 году
17 Ул. Короленко Ул. Халитова Пиковый, закрыт в 2004 году. Позже перенумерован в 19А
18 Речной Вокзал Ул. Ершова закрыт в 2004 году
19 Проспект Победы Ул. Халитова закрыт 3 июля 2011 в связи с ремонтом путей на Пр. Победы. Возобновлён 31.10.2012 и перенумерован в 5.
19А Ул. Короленко Ул. Халитова закрыт в 2009 году в связи с ремонтом путей на Пр. Ямашева
20 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года, закрыт 1 июня 2008 года
21 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года, закрыт 1 июня 2008 года
22 Ж/д вокзал Ул. Кызыл-Татарстан закрыт в 2008 году, трамвайная линия законсервирована, контактная сеть снята
23 Ул. Кызыл Татарстан Девятый микрорайон открыт в 2002 году, закрыт в 2005 году

Примечание: в таблице у закрытых маршрутов указаны последние маршруты перед закрытием. Подробно обо всех изменениях маршрутов, см. статью История трамвайных маршрутов Казани.

Подвижной состав

В Казани работают линейные вагоны нескольких типов : АКСМ-843, 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КМ, 71-619КТ, 71-132 (ЛМ-93), 71-134К (ЛМ-99К), 71-134А (ЛМ-99АЭ), 71-402. Преобладает модель 71-608KM.

Специальные и служебные трамваи: РВЗ-6 (парадный, кафе, сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный), 71-605 (тягачи), ВТК-24, ВТК-01, ГС-4 (снегоочистители), ТК-28, ТК-28А (рельсотранспортёры), ШПМА-4К (шпалоподбивочная машина)

В 2007 году получены 20 вагонов модели ЛМ-99АЭ.

В декабре 2009 года были списаны все вагоны 71-608К. Работавшие на маршруте № 2 до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 по состоянию на май 2013 года отставлены от работы.

К 2013 году ([1], в том числе 66 — для ускоренного трамвая [2]. Планы, как водится, были скорректированы на 20 трёхсекционных поездов АКСМ-843 и 10 обычных вагонов АКСМ-62103.

15 апреля 2013 прибыли первые 2 трамвайных вагона АКСМ-843. 7 мая один из них вышел на линию по маршруту 5.

Последние изменения сети

В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая новая трамвайная линия, одна из крайне немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20, 21, самые длинные в мире.

В 2005 году были закрыты депо № 2 и демонтированы трамвайные пути по улице Островского, Качалова и Газовая. В связи с этим закрыты маршруты № 4, 6.

В 2007 году были закрыты нерентабельные маршруты № 1, 16, 22. Трамвайные пути маршрута № 1 по улице К.Цеткин демонтированы в 2010, у трамвайных путей маршрута № 22 по улице М.Гафури демонтирована только контактная сеть.

В 2007 и 2008 годах действовало недолгое время в порядке эксперимента и признано нерациональным объединение маршрутов соответственно № 3, 5 в № 5 и № 7, 14 в № 14. Объединение маршрутов № 9, 10 в № 9 с 2008 года оставлено на постоянной основе.

В июне 2008 года закрыты маршруты № 5, кольцевые 20 и 21 для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса.

В сентябре 2008 года (несмотря на дорогостоящую переукладку в 2005 году) были демонтированы трамвайные пути по улицам Пушкина, К.Маркса, Ершова на участке от площади Тукая до перекрёстка улиц Ершова и Гвардейская. В связи с этим закрыт маршрут № 12.

Осенью 2009 в связи со строительством двухуровневой развязки Ямашева/Декабристов были временно закрыты маршруты 13, 14, а маршрут 19 укорочен до Короленко.

В 2010 году была открыта музейная площадка на Аллее Славы.

5 июля 2010 года была закрыта трамвайная линия по улице Декабристов (от Московского рынка), Кремлёвской дамбе и Кремлёвской набережной. Трамвайный маршрут № 9 временно сокращён до Трамвайного депо № 2 на время строительства новой линии через Кировский район.

В августе 2010 года в связи с реконструкцией путей и строительством транспортных развязок на проспекте Ямашева маршрут № 19 сокращён до остановки Халитова.

В 2010—2011 годах осуществлены реконструкция трамвайных путей на Адмиралтейской дамбе и строительство новых трамвайных путей по улицам Несмелова, Краснококшайская, Б.Крыловка, Ленская (участок Большого казанского кольца) и Энергетиков, куда перенесены участки трамвайных маршрутов № 9, 13, 14, 19.

6 октября 2010 года временно сокращённый летом 2010 до Трамвайного депо № 2 маршрут № 9 был восстановлен до Железнодорожного вокзала с движением по вышеуказанной новой трамвайной линии, проложенной через Кировский район (кроме участка по Ленской).[7]

В июне 2011 года был начат ремонт путей по ул. Копылова.

7 июля 2011 в связи с оптимизацией движения автотранспорта в центре города, несмотря на протесты общественности, закрыт один из самых востребованных трамвайный маршрут № 2. Стоит отметить, что Генеральный план города не предусматривал и не предусматривает упразднение маршрута. Взамен был продлён автобусный маршрут № 29 до остановки Строительная академия.

Летом 2011 маршрут № 11 был временно укорочен до Гарифьянова в связи со строительством двухуровневой развязки проспект Победы/Зорге, а маршрут № 19 был временно закрыт в связи со строительством двухуровневых развязок, реконструкцией-модернизацией линии по проспекту Победы и строительством новой трамвайной линии до начала микрорайона Солнечный город.

31 октября 2011 в связи со строительством нового автовокзала «Северный» было закрыто Трамвайное депо № 2 (бывшее № 3) на ул. Копылова. Все вагоны перешли в оставшееся одно депо № 1.

4 ноября 2011 после окончания модернизации путей по проспекту Ямашева были восстановлены маршруты № 13 и 14, проходящие отныне через Энергетиков и затем соответственно через Ленскую и Б.Крыловку, Адмиралтейскую дамбу.

14 ноября 2011 маршрут № 13 продлён до ул. Химической, 21 марта 2012 снова сокращён до Караваево.

В 2012 году были демонтированы кольца Проспект Победы и Гарифьянова, а также реконструирован участок трамвайных путей от Проспекта Победы до ул. Гарифьянова.

25 июня 2012 года из-за ремонта путей по ул. Г.Тукая временно закрыты трамваи № 3, 7.

27 августа 2012 маршрут № 11 пущен через построенный над проспектом Победы путепровод по ул. Зорге вновь до 9-го микрорайона.

полная линия скоростного трамвая

31 октября 2012 года открыты реконструированная линия по просп. Победы и новая трамвайная линия до начала микрорайона Солнечный город (участок Большого казанского кольца) с пуском туда маршрута № 5 (Ж/Д Вокзал — микрорайон Солнечный Город), который стал скоростным (ускоренным) трамваем первого этапа (до замыкания в полную кольцевую линию). Маршрут № 14 закрыт.[8]

15 мая 2013 года были перенумерованы трамвайные маршруты 9, 11, 13 в 1, 4, 6 .

Проекты и планы сети

Летом 2013 года ожидается замена на скоростном (ускоренном) маршруте № 5 обычных вагонов на трёхсекционные сочленённые низкопольные поезда АКСМ-843, а также поступление вагонов АКСМ-62103 для 4 маршрута.

В середине 2013 года ожидается возобновление трамваев № 3, 7.

В 2013—2015 годам для 33-километровой полной кольцевой линии скоростного (ускоренного) трамвая ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление встречно-кольцевых маршрутов (вместо № 3, 5) со следованием по всему Большому казанскому кольцу.

Примечания

  1. ↑ Летопись казанского транспорта
  2. Список вагонов — Казань, трамвай — СТТС
  3. Список вагонов в 2002
  4. http://www.kzn.ru/news/39448-novyj-3-sektsionnyj-tramvaj-vyshel-na-marshrut-%E2%84%965
  5. Интересные факты | История трамвая
  6. В Казани закрывается трамвайный маршрут № 2
  7. В Казани открылось трамвайное движение через Кировский район (рус.). Татар-информ (6 октября 2010). — Теперь трамваи вновь ходят из центра города в Авиастроительный район, но уже по новому маршруту.. Проверено 6 октября 2010. Архивировано из первоисточника 6 июня 2012.
  8. Доклад генерального директора МУП «Метроэлектротранс» А.Г.Галявова «Об открытии трамвайного движения по маршруту «Железнодорожный вокзал – микрорайон «Солнечный город» на аппаратном совещании 29 октября 2012 г. (DOC). Проверено 29 октября 2012. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.

См. также

Ссылки

  • Сайт о казанском трамвае
  • Статья о казанском трамвае и троллейбусе
  • Схема трамвайных маршрутов
  • Схема трамвайных маршрутов
  • Фотографии и список казанских трамваев
  • Фотографии казанских трамваев
  • Список казанских трамваев
  • Электронная схема общественного транспорта Казани

Казанский трамвай.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06