25-05-2023
Казанский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
4 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
23 |
Длина контактной сети в период максимального развития |
183[1] |
Общая длина маршрутов |
120 |
Общая длина маршрутов в период максимального развития |
397[1] |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
3 |
Количество вагонов |
94 (2013)[2] |
Количество вагонов в период максимального развития |
421 (2002)[3] |
Модели эксплуатируемых трамваев |
РВЗ-6М2, 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КТ, 71-619КМ, ЛМ-93, ЛМ-99К/К2, ЛМ-99АЭ, 71-402, АКСМ-843 |
Ширина колеи |
1524 |
Тип питания |
Электричество |
Напряжение контактной сети |
550 вольт |
Регламентированная высота подвеса контактной сети |
6000 мм |
Протяжённость самого длинного маршрута |
23 км[4] (№ 5) |
Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы |
32 км (№№ 20 и 21)[5] |
Компания-перевозчик |
МУП «Метроэлектротранс» |
Сайт компании |
http://www.kazanmetro.ru |
Каза́нский трамва́й — трамвайная система Казани. Одна из старейших электрических трамвайный систем в России, открыта 20 ноября 1899 года, заменила казанскую конку.
По состоянию на май 2013 года насчитывается 4 маршрута — № 1, 4, 5, 6, а также временно из-за реконструкции улиц не действуют ещё 2 маршрута — № 3, 7 (в случае возобновления будет перенумерован в 2). Количество вагонов — 94. Систему обслуживает депо (ранее № 1) имени И. К. Кабушкина. До 2005 года действовало бывшее депо № 2, а до 2011 — депо № 2 (ранее № 3) имени Х. Х. Акалаева. Стоимость проезда составляет 15 рублей наличными, 14 рублей по электронной карте (2013 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты. Оператор — МУП «Метроэлектротранс».
Система имеет несколько уникальных особенностей:
Трамвай на электротяге начал работать в Казани с 20 ноября 1899 года, заменив таким образом конку, а с осени 2012 года включает скоростную (ускоренную) линию.
Трамвайные маршруты в Казани | ||||
---|---|---|---|---|
№ марш. | Конечные остановочные пункты | Примечание | Номер до перенумерации в 2013 году | |
1 | Ж/Д Вокзал | Ул. Химическая | 9 | |
4 | Ул. Халитова | 9-й Микрорайон | 11 | |
5 | Ж/Д Вокзал | Микрорайон Солнечный Город | Скоростной трамвай первого этапа | 19 |
6 | Халитова-2 | Караваево | 13 | |
Временно не работающие маршруты | ||||
№ марш. | Конечные остановочные пункты | Примечание | ||
3 | Ж/Д Вокзал | Посёлок Борисково | Временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул. Г.Тукая | |
7 | Ж/Д Вокзал | Речной порт | Временно не работает с 25 июня 2012 в связи с ремонтом путей по ул. Г.Тукая; в случае возобновления будет перенумерован в № 2 | |
Маршруты до перенумерации (2013 год) | ||||
№ марш. | Конечные остановочные пункты | Примечание | ||
1 | Ж/Д Вокзал | Ул. Адмиралтейская | закрыт из-за нерентабельности в 2007 году, рельсы окончательно разобраны к 17 июля 2010 года | |
2 | Ж/Д Вокзал | Строительная академия | закрыт для увеличения пропускной способности ул. Бутлерова, Волкова и Площади Тукая (неофициально — трамвайная линия помешала жильцам «элитного» дома) 6 июля 2011 года[6] | |
4 | ЖД Вокзал | Ул. Спартаковская | закрыт 25 июля 2005 года вместе с линией по улицам Островского, Качалова и Трамвайным депо № 2 | |
5 | Ул. Каюма Насыри | Ул. Халитова | закрыт 10 июня 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса и дублирования 7 маршрутом троллейбуса | |
6 | Ул. Кызыл Татарстан | Ул. Спартаковская | закрыт 25 июля 2005 года вместе с линией по улицам Островского, Качалова и Трамвайным депо № 2 | |
8 | Ул. Ершова | Посёлок Борисково | закрыт в 2004 году | |
9 | Ул. Химическая | ЖД Вокзал | Перенумерован в 1 | |
10 | Посёлок Караваево | Ул. Химическая | закрыт 27 июля 2008 года, поглощён маршрутом № 9 | |
11 | Ул. Халитова | Перенумерован в 4 | ||
12 | Ул. Каюма Насыри | Девятый микрорайон | закрыт 13 сентября 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса. Заменен на 21 троллейбус. | |
13 | Ул. Халитова-2 | Пос. Караваево | закрыт 13 сентября 2008 года для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса. Заменен на 21 троллейбус. | |
14 | Ж/Д Вокзал | Ул. Халитова-2 | закрыт 31 октября 2012 года в связи с пуском 5-го маршрута, почти полностью дублирующего 14-й. Действует как парковый для маршрутов 5 и 9. | |
15 | Ул. Ершова | Девятый микрорайон | Пиковый, закрыт в 2004 году | |
16 | Трамвайное депо № 1 | Ул. Халитова | закрыт в 2007 году | |
17 | Ул. Короленко | Ул. Халитова | Пиковый, закрыт в 2004 году. Позже перенумерован в 19А | |
18 | Речной Вокзал | Ул. Ершова | закрыт в 2004 году | |
19 | Проспект Победы | Ул. Халитова | закрыт 3 июля 2011 в связи с ремонтом путей на Пр. Победы. Возобновлён 31.10.2012 и перенумерован в 5. | |
19А | Ул. Короленко | Ул. Халитова | закрыт в 2009 году в связи с ремонтом путей на Пр. Ямашева | |
20 | ЖД Вокзал | Кольцевой | открыт 2 декабря 1999 года, закрыт 1 июня 2008 года | |
21 | ЖД Вокзал | Кольцевой | открыт 2 декабря 1999 года, закрыт 1 июня 2008 года | |
22 | Ж/д вокзал | Ул. Кызыл-Татарстан | закрыт в 2008 году, трамвайная линия законсервирована, контактная сеть снята | |
23 | Ул. Кызыл Татарстан | Девятый микрорайон | открыт в 2002 году, закрыт в 2005 году |
Примечание: в таблице у закрытых маршрутов указаны последние маршруты перед закрытием. Подробно обо всех изменениях маршрутов, см. статью История трамвайных маршрутов Казани.
В Казани работают линейные вагоны нескольких типов : АКСМ-843, 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КМ, 71-619КТ, 71-132 (ЛМ-93), 71-134К (ЛМ-99К), 71-134А (ЛМ-99АЭ), 71-402. Преобладает модель 71-608KM.
Специальные и служебные трамваи: РВЗ-6 (парадный, кафе, сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный), 71-605 (тягачи), ВТК-24, ВТК-01, ГС-4 (снегоочистители), ТК-28, ТК-28А (рельсотранспортёры), ШПМА-4К (шпалоподбивочная машина)
В 2007 году получены 20 вагонов модели ЛМ-99АЭ.
В декабре 2009 года были списаны все вагоны 71-608К. Работавшие на маршруте № 2 до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 по состоянию на май 2013 года отставлены от работы.
К 2013 году ([1], в том числе 66 — для ускоренного трамвая [2]. Планы, как водится, были скорректированы на 20 трёхсекционных поездов АКСМ-843 и 10 обычных вагонов АКСМ-62103.
15 апреля 2013 прибыли первые 2 трамвайных вагона АКСМ-843. 7 мая один из них вышел на линию по маршруту 5.
В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая новая трамвайная линия, одна из крайне немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20, 21, самые длинные в мире.
В 2005 году были закрыты депо № 2 и демонтированы трамвайные пути по улице Островского, Качалова и Газовая. В связи с этим закрыты маршруты № 4, 6.
В 2007 году были закрыты нерентабельные маршруты № 1, 16, 22. Трамвайные пути маршрута № 1 по улице К.Цеткин демонтированы в 2010, у трамвайных путей маршрута № 22 по улице М.Гафури демонтирована только контактная сеть.
В 2007 и 2008 годах действовало недолгое время в порядке эксперимента и признано нерациональным объединение маршрутов соответственно № 3, 5 в № 5 и № 7, 14 в № 14. Объединение маршрутов № 9, 10 в № 9 с 2008 года оставлено на постоянной основе.
В июне 2008 года закрыты маршруты № 5, кольцевые 20 и 21 для увеличения пропускной способности улицы К.Маркса.
В сентябре 2008 года (несмотря на дорогостоящую переукладку в 2005 году) были демонтированы трамвайные пути по улицам Пушкина, К.Маркса, Ершова на участке от площади Тукая до перекрёстка улиц Ершова и Гвардейская. В связи с этим закрыт маршрут № 12.
Осенью 2009 в связи со строительством двухуровневой развязки Ямашева/Декабристов были временно закрыты маршруты 13, 14, а маршрут 19 укорочен до Короленко.
В 2010 году была открыта музейная площадка на Аллее Славы.
5 июля 2010 года была закрыта трамвайная линия по улице Декабристов (от Московского рынка), Кремлёвской дамбе и Кремлёвской набережной. Трамвайный маршрут № 9 временно сокращён до Трамвайного депо № 2 на время строительства новой линии через Кировский район.
В августе 2010 года в связи с реконструкцией путей и строительством транспортных развязок на проспекте Ямашева маршрут № 19 сокращён до остановки Халитова.
В 2010—2011 годах осуществлены реконструкция трамвайных путей на Адмиралтейской дамбе и строительство новых трамвайных путей по улицам Несмелова, Краснококшайская, Б.Крыловка, Ленская (участок Большого казанского кольца) и Энергетиков, куда перенесены участки трамвайных маршрутов № 9, 13, 14, 19.
6 октября 2010 года временно сокращённый летом 2010 до Трамвайного депо № 2 маршрут № 9 был восстановлен до Железнодорожного вокзала с движением по вышеуказанной новой трамвайной линии, проложенной через Кировский район (кроме участка по Ленской).[7]
В июне 2011 года был начат ремонт путей по ул. Копылова.
7 июля 2011 в связи с оптимизацией движения автотранспорта в центре города, несмотря на протесты общественности, закрыт один из самых востребованных трамвайный маршрут № 2. Стоит отметить, что Генеральный план города не предусматривал и не предусматривает упразднение маршрута. Взамен был продлён автобусный маршрут № 29 до остановки Строительная академия.
Летом 2011 маршрут № 11 был временно укорочен до Гарифьянова в связи со строительством двухуровневой развязки проспект Победы/Зорге, а маршрут № 19 был временно закрыт в связи со строительством двухуровневых развязок, реконструкцией-модернизацией линии по проспекту Победы и строительством новой трамвайной линии до начала микрорайона Солнечный город.
31 октября 2011 в связи со строительством нового автовокзала «Северный» было закрыто Трамвайное депо № 2 (бывшее № 3) на ул. Копылова. Все вагоны перешли в оставшееся одно депо № 1.
4 ноября 2011 после окончания модернизации путей по проспекту Ямашева были восстановлены маршруты № 13 и 14, проходящие отныне через Энергетиков и затем соответственно через Ленскую и Б.Крыловку, Адмиралтейскую дамбу.
14 ноября 2011 маршрут № 13 продлён до ул. Химической, 21 марта 2012 снова сокращён до Караваево.
В 2012 году были демонтированы кольца Проспект Победы и Гарифьянова, а также реконструирован участок трамвайных путей от Проспекта Победы до ул. Гарифьянова.
25 июня 2012 года из-за ремонта путей по ул. Г.Тукая временно закрыты трамваи № 3, 7.
27 августа 2012 маршрут № 11 пущен через построенный над проспектом Победы путепровод по ул. Зорге вновь до 9-го микрорайона.
31 октября 2012 года открыты реконструированная линия по просп. Победы и новая трамвайная линия до начала микрорайона Солнечный город (участок Большого казанского кольца) с пуском туда маршрута № 5 (Ж/Д Вокзал — микрорайон Солнечный Город), который стал скоростным (ускоренным) трамваем первого этапа (до замыкания в полную кольцевую линию). Маршрут № 14 закрыт.[8]
15 мая 2013 года были перенумерованы трамвайные маршруты 9, 11, 13 в 1, 4, 6 .
Летом 2013 года ожидается замена на скоростном (ускоренном) маршруте № 5 обычных вагонов на трёхсекционные сочленённые низкопольные поезда АКСМ-843, а также поступление вагонов АКСМ-62103 для 4 маршрута.
В середине 2013 года ожидается возобновление трамваев № 3, 7.
В 2013—2015 годам для 33-километровой полной кольцевой линии скоростного (ускоренного) трамвая ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление встречно-кольцевых маршрутов (вместо № 3, 5) со следованием по всему Большому казанскому кольцу.
Транспорт Казани (описание|история) | ||
---|---|---|
Городской |
|
|
Железнодорожный |
|
|
Воздушный |
|
|
Речной |
|
|
Исторический |
|
Казанский трамвай.