17-10-2023
«Ямасиро» | |
---|---|
山城 | |
Служба: | Япония |
Класс и тип судна | Линейный корабль типа «Фусо» |
Изготовитель | Военно-морская верфь в Йокосуке |
Строительство начато | 20 ноября 1913 |
Спущен на воду | 30 ноября 1915 |
Введён в эксплуатацию | март 1917 |
Статус | потоплен в ночном бою с шестью американскими линкорами в проливе Суригао 25 октября 1944 года. |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 34 700 т, полное — 39 154 т |
Длина | 192,1/212,8 м (после модернизации) |
Ширина | 28,7 /33,1 м (после модернизации) |
Осадка | 8,7/9,7 м (после модернизации) |
Бронирование | Главный пояс — 305…102 мм; верхний пояс — 203 мм; траверсы — 305…127 мм; палуба — 97+51; башни — до 305 мм; барбеты — 203 мм; рубка — 350; казематы — 152 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 75 000 л. с. |
Движитель | 4 |
Скорость хода | 24,7 узла |
Дальность плавания | 8000 морских миль на 16 узлах |
Экипаж | 1198 человек (1915 г.) 1396 человек (1935 г.) 1800-1900 человек. (1941-1944 гг.) |
Вооружение | |
Артиллерия | 6 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 127-мм/40, 20 × 3 — 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
Изображения на Викискладе | |
«Ямасиро» (яп. 山城 , «Горный замок») — линейный корабль японского императорского флота. Второй корабль типа «Фусо». Назван в честь старой японской провинции Ямасиро, расположенной в регионе Кинки на острове Хонсю. Соответствует южной части современной префектуры Киото.
«Ямасиро» был заложен в 1915 и вступил в строй в 1917 году. В начале своей службы линкор патрулировал недалеко от берегов Китая и не принимал участия в Первой мировой войне. В 1923 году участвовал в спасении выживших после великого землетрясения Канто. С 1930 по 1935 годы линкор «Ямасиро» прошел модернизацию, в процессе которой была улучшена его броня и оборудование, перестроены надстройки в стиле «пагода». По вооружению линкоры типа «Фусо» уступали японским линкорам следующих типов, поэтому во время Второй мировой войны линкор играл вспомогательную роль.
К 1944 году, после больших потерь японского флота, «Ямасиро» оставил службу в береговой обороне и вступил в состав флота, ведущего активные боевые действия. Линкор был флагманом Южной группы вице-адмирала Сёдзи Нисимуры. Участвовал в сражении в проливе Суригао, самой южной битве сражения в залива Лейте. Ночью и ранним утром 25 октября «Ямасиро» сражался против превосходящего американского флота. Линкор был потоплен торпедами и орудийным огнем американских линкоров. Вице-адмирал Нисимура погиб вместе в кораблем, и только 10 членов экипажа выжили.
В ходе первой модернизации 1930—1935 годов, надстройка линкора была увеличена многочисленными платформами, установлена фок-мачта. Задняя надстройка была перестроена для размещения 127-миллиметровых зенитных орудий и установки дополнительных постов управления огнем. На «Ямасиро» была перестроена подводная часть — увеличены противоторпедные були, для улучшения подводный защиты и компенсации веса дополнительного оборудования и снаряжения. Кроме того подводная часть была расширена, а её корма удлинена на 7,62 м. Эти изменения увеличили общую длину корабля до 212.75 метров, а ширину до 33,1 м . Водоизмещение линкора в процессе модернизации увеличилось почти на 4000 тонн и составило 39,154 длинных тонн (39,782 т) при полной нагрузке.
Во время своей первой реконструкции броня «Ямасиро» была существенно усилена. Палубная броня была увеличена до максимальной толщины 114 мм. Продольные переборки из высокопрочной стали толщиной 76 мм были добавлены для улучшения подводной защиты.
«Ямасиро» был оснащен площадкой для взлета самолетов смонтированной на башне № 2 в 1922 году. Предполагалось базирование на нём 3-х самолётов, хотя корабль не был оснащен самолётным ангаром. Стал первым линкором в японском флоте получившим авиационное вооружение.
В ходе модернизации 1930-х годов на корме корабля была установлена новая катапульта, подъёмный кран и улучшены условия базирования самолетов. Изначально на корабле базировались бипланы «Накадзима E4N2», в 1938 году они были заменены на «Накадзима E8N2». С 1942 года линкор «Ямасиро» получил новый биплан «Мицубиси F1M», который заменил Накадзима E8N2.
«Ямасиро» в составе соединения вышел в море, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.
24 октября 1944 года в 03:52 линкор «Ямасиро» подвергся нападению большого американского соединения контр-адмирала Джесси Олдендорфа. Американское соединение состояло из трех тяжелых крейсеров: «Луисвилль», «Портленд» и «Миннеаполис», четырёх лёгких крейсеров: «Денвер», «Колумбия», «Финикс» и «Бойсе», а также шести линкоров. Линкоры сформировали линию фронта; линкор «Западная Вирджиния», ветеран Перл-Харбора, был первым, сопровождаемый «Теннесси» и «Калифорнией». «Западная Вирджиния» открыла огонь и попала по крайней мере в одну цель 410-миллиметровым снарядом с 20 800-метрового расставания. «Мэриленд» оснащенный более старой радиолокационной установкой, присоединился к сражению поздно. «Пенсильвания» ни разу не выстрелил, линкору «Миссисипи» удалось добиться одного точного попадания. Австралийский тяжелый крейсер HMAS «Шропшир» также имел устаревший радар и открыл огонь в 03:56.
Бомбардировка линкоров продлилась 18 минут, семь кораблей Олдендорфа обстреливали «Ямасиро». Первые попадания поразили бак и мачту «пагода», вскоре весь линкор был объят пламенем пожара. Две передние башни «Ямасиро» вели огонь по противнику. Японский линкор продолжил стрелять во всех направлениях, но не мог вести огонь другими четырьмя действующим 14-дюймовым орудиями до 04:00. После поворота на запад, в 04:04 прогремел большой взрыв, возможно взорвалась одна из средних башен ГК. В период 04:03 — 04:09 «Ямасиро» увеличил скорость, несмотря на широко распространившиеся пожары и повреждения. В это время линкор получил торпедное попадание возле машинного отделения правого борта. 04:09 его скорость упала до 12 узлов. Вице-адмирала Нисимура телеграфировал адмиралу Такэо Курите: «Мы продолжаем движение, пока не будем полностью уничтожены. Я выполню свою миссию, как было спланировано. Будьте уверены». В то же время Олдендорф отдал приказ о прекращении огня всему формированию после того как Альберт В. Грант пострадал от дружественного огня. Вскоре и японские корабли также прекратили огонь.
«Ямасиро» увеличил скорость до 15 узлов в попытке уйти, но в линкор уже попали от двух до четырех торпед, и после попаданий еще двух торпед у машинного отделения правого борта, корабль стал крениться на борт. Командир отдал приказ оставить судно, но сам не предпринял попытку оставить боевую рубку. Корабль опрокинулся в течение пяти минут и быстро затонул, исчезнув под водой в промежутке 04:19 — 04:21. Выжили только 10 членов экипажа из приблизительно 1636 человек команды, находившихся на на борту.
Джон Беннетт утверждал, что обнаружил затонувший «Ямасиро» в апреле 2001 года, но это не было подтверждено.
Линкоры Японского Императорского флота | ||
---|---|---|
Тип «Кавати» | «Кавати» · «Сэтцу» | |
Тип «Фусо» | «Фусо» · «Ямасиро» | |
Тип «Исэ» | «Исэ» · «Хюга» | |
Тип «Нагато» | «Нагато» · «Муцу» | |
Тип «Тоса» | «Тоса» · «Кага» | |
Тип «Кии» | «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались) | |
Тип «Ямато» | «Ямато» · «Мусаси» | |
Линейные крейсера
|
||
Тип «Конго» | «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна» | |
Тип «Амаги» | «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао» | |
Тип «B-65» | · |
Ямасиро (линейный корабль).