29-07-2023
подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
SpaceX Starship | |
---|---|
| |
Общие сведения | |
Страна | США |
Назначение |
Космический корабль, Ракета-носитель |
Разработчик | SpaceX |
Изготовитель | SpaceX |
Стоимость запуска | ~ 2—20 млн $ |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 2 |
Длина (с ГЧ) | 120 м[1] |
Диаметр | 9 м |
Сухая масса | 300 т[1] |
Стартовая масса | до 6000 т с двигателями Raptor V3[2] |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО |
100—150 т (многоразовая версия) 250 т (расходуемая версия)[3][4] |
• на Луну, Марс | с дозаправкой до 150 т |
• на ГПО | с заправкой на орбите 150 т[3] |
История запусков | |
Состояние | В разработке |
Места запуска | LC-39A, LC-49. |
Число запусков | 1 |
• успешных | 0 |
• неудачных | 1 |
Первый запуск | 20.04.2023 (Starship test flight) |
Последний запуск | 20.04.2023 (Starship test flight) |
Первая ступень — Super Heavy[5] | |
Длина | 70 м[1] |
Диаметр | 9 м[6] |
Сухая масса | 180 т |
Маршевые двигатели | 20 × Raptor 2 (ур. моря, пост. тяга)[1] |
Рулевые двигатели | 13 × Raptor 2 (ур. моря, рег. тяга)[1] |
Тяга | 75 315 кН (7680 тс)[1] |
Удельный импульс | 330 с[7] |
Топливо | 3300 т[6] |
Горючее | жидкий метан |
Окислитель | жидкий кислород |
Вторая ступень — Starship | |
Длина | 50 м[8] |
Диаметр | 9 м[8] |
Сухая масса | 120 т[8] |
Маршевые двигатели | 3 × Raptor 2 (вакуум)[7] |
Рулевые двигатели | 3 × Raptor 2 (ур. моря)[7] |
Удельный импульс | 330 атмосфера, 380 вакуум |
Топливо | 1200 т[8] |
Горючее | жидкий метан |
Окислитель | жидкий кислород |
Медиафайлы на Викискладе |
SpaceX Starship (читается: спэйс-экс старшип) — разрабатываемая компанией SpaceX многофункциональная, полностью многоразовая двухступенчатая система из сверхтяжёлой ракеты-носителя Super Heavy и космического корабля Starship, предназначенная для экономичной доставки грузов и людей на низкую околоземную, солнечно-синхронную и геопереходную орбиты, а также для межпланетных полётов на Луну и Марс[9]. Самая большая по массе и размерам и самая мощная ракета-носитель в истории[10].
По словам CEO и главного инженера SpaceX Илона Маска, система в будущем заменит ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy, грузовой и пилотируемый космические корабли Dragon V2[11].
30 апреля 2020 года NASA в рамках программы «Артемида» выбрала SpaceX в числе одного из трёх подрядчиков для разработки систем высадки людей на Луну в 2024 году[12]. Программа предусматривает частичное спонсирование проекта с целью создания лунной версии корабля Starship, способного перевозить экипаж с низкой околоземной орбиты до лунной орбитальной станции Gateway и между станцией и поверхностью Луны[13].
16 апреля 2021 года NASA объявила о заключении контракта на сумму 2,89 млрд $, в рамках которого SpaceX разработает посадочный модуль HLS Starship, который должен будет безопасно доставить двух американских астронавтов на поверхность Луны, а через неделю доставить их обратно на окололунную орбиту[14].
20 апреля 2023 года состоялось первое совместное орбитальное испытание Starship и Super Heavy. Вероятность полного выполнения всего полётного задания Илон Маск ранее оценивал в 50 %. На четвёртой минуте полёта, и высоте 39 км, после прохождения этапа максимального аэродинамического сопротивления, ракета была подорвана по команде из центра управления из-за отказа нескольких двигателей и последующего неконтролируемого вращения. Ракета не достигла этапа отделения ступеней[15].
Строительство и испытания системы проходят на космодроме Starbase в Техасе.
Планируется, что в случае успешной разработки Starship заменит все существующие ракеты и космические транспортные системы SpaceX (Falcon 9, Falcon Heavy и Dragon) уже в начале 2020-х годов[11][16]. По оценкам SpaceX, запуски Starship будут дешевле, чем запуски других систем. По оценке президента Pioneer Astronautics Роберта Зубрина, в качестве системы доставки на Луну стоимость программы Starship составит лишь 1 % от стоимости программ на основе Saturn V 1960-х годов или на основе современной SLS в сопоставимых ценах[17].
Starship может использоваться для следующих целей[16]:
В отличие от предыдущих конструкций, космический корабль Starship объединяет в себе две функции — второй ступени, используемой для достижения орбитальной скорости при запуске с Земли, и многоразового космического аппарата, способного выполнять полёт в космическом пространстве и совершать управляемую посадку на Землю, Луну или Марс. Многоразовая сверхтяжёлая ракета-носитель Super Heavy будет использоваться в качестве первой ступени только для взлёта с Земли.
Корабль будет доступен минимум в четырёх модификациях:
Обе ступени разрабатываются способными вернуться на стартовую площадку, при этом обладая отказоустойчивостью достаточной, чтобы обеспечить посадку даже в случае выхода из строя нескольких двигателей[11].
Для полёта на Марс и последующего возвращения на Землю система потребует организации производства топлива на поверхности Марса из местных ресурсов. Для полёта на Луну и возвращения на Землю дозаправки на поверхности Луны не потребуется, достаточно будет лишь топлива из заправочных депо на орбите Земли перед полётом на Луну[11].
Основные характеристики Starship[19][11][26][27]:
Ускоритель + космический корабль |
Ускоритель | Космический корабль / танкер / доставщик спутников | ||
---|---|---|---|---|
Полезная нагрузка на НОО, т | 150 | |||
Возвратная полезная нагрузка, т | 50 | |||
Грузовой объём, м3 | 1083,5 | н/д | 1083,5 | |
Диаметр, м | 9 | |||
Длина, м | 120 | 70 | 50 | |
Стартовая масса, т | 5000 | 3500 | 1300 | |
Масса топлива, т | Жидкий CH4 | 937,5 | 687,5 | 250 |
Жидкий O2 | 3562,5 | 2612,5 | 950 | |
Всего | 4500 | 3300 | 1200 | |
Сухая масса, т | 300 | 180 | 120 | |
Двигатели | 33 Raptor v2 | 6 Raptor v2 | ||
Тяга, кН | 85703 |
Уже в 2005 году Маск использовал обозначение «BFR» для большой ракеты, планируемой как часть транспортной инфраструктуры для колонизации Луны и Марса[29].
Тем не менее, название менялось несколько раз. С сентября 2016 года по август 2017 года транспортная система, разрабатываемая компанией SpaceX, называлась ITS.[30]
В сентябре 2017 года Илон Маск снова назвал последнюю разработку ракетой BFR[31][32][32][11][33], что может расшифровываться как Big Falcon Rocket («ракета Большой Фалкон»)[34][35] или Big Fucking Rocket («большая грёбаная ракета»).[35][36]
19 ноября 2018 года Маск объявил в «Твиттере» о переименовании BFR в Starship, но затем пояснил, что Starship («Звёздный корабль») — космический корабль / верхняя ступень, а Super Heavy («Сверхтяжёлый») — ракетный ускоритель, необходимый для преодоления силы притяжения Земли[5].
6 мая 2002 года при основании компании SpaceX Илон Маск заявил её целью заселение других планет[37]. Все успехи компании на текущий момент являются, по словам Маска, лишь промежуточными шагами в направлении колонизации Марса[38].
30 июля 2010 года на конференции Американского института аэронавтики и астронавтики были впервые представлены проекты ракет-носителей большой грузоподъёмности Falcon X и Falcon XX[39][40]. Также было объявлено, что SpaceX работает над увеличенной версией двигателя Merlin — Merlin 2, который предназначался для первых ступеней этих ракет. Для верхних ступеней был запланирован двигатель под названием Raptor, в изначальной концепции использовавший топливную пару жидкий водород — жидкий кислород[41][42][43].
В 2012 году Маск обнародовал пересмотренный проект двигателя Raptor для новой ракеты-носителя MCT грузоподъёмностью 150—200 тонн на низкую околоземную орбиту, что превышает возможности SLS NASA[44]. Теперь Raptor должен был работать на жидком метане и использоваться как на первой, так и на второй ступени[43][45][46][47], поэтому был увеличен. Проект Merlin 2 был отменён[41].
В 2013 году SpaceX впервые объявила о работе над концепцией транспортной системы на Марс под названием «Mars Colonial Transporter»[48].
Первые испытания компонентов двигателя Raptor начались в 2014 году[49].
27 сентября 2016 года на 67-м ежегодном Международном конгрессе астронавтики в Гвадалахаре Маск представил детали концепции «Межпланетной транспортной системы», обеспечивающей пилотируемый полёт на Марс[24]. Транспорт ITS должен был иметь общую высоту 122 метра, диаметр 12 метров[50] и грузоподъёмность до 550 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту[51]. Планировалось, что система будет перевозить 100 человек на Марс в среднем за 115 дней[52]. Первая пилотируемая миссия на Марс, по планам Маска, была назначена на 2024 год. Предварительным местом запуска была выбрана площадка LC-39 КЦ Кеннеди.
В проекте ITS состоит из двух ступеней, космический корабль является второй ступенью, которая осуществляет выход на орбиту за счет собственного топлива после завершения работы первой ступени. Было объявлено, что для полетов к другим небесным телам будет использоваться танкерная версия корабля для дозаправки на орбите, так как при выводе на орбиту корабль расходует до 92% горючего,
В отличие от самолётной посадки космоплана системы Спейс шаттл, схема ITS базировалась на освоенной в SpaceX системе вертикальной посадки для первой ступени РН Falcon 9. Посадки на поверхность Земли и других небесных тел Солнечной системы МТКК ITS также осуществляет вертикально путем торможения ракетными двигателями на финальной стадии полета.
Корабль был разделён на отдельные секции: в нижней части расположены двигатели и топливные баки, над ними — отсек для груза, в верхней части корабля размещаются пассажиры. На внешней поверхности в отдельных выступающих отсеках планировалось расположить механизмы выдвижения посадочных стоек, которые могли бы использоваться при посадке как на Земле, так и на других планетах.
В пилотируемом варианте от 2016 года, его длина составляла 49,5 м, максимальный диаметр 17 м, стартовая масса 2100 тонн, из которых сухая масса 150 тонн и 1950 тонн приходится на горючее (жидкий метан) и окислитель (жидкий кислород). Танкерная версия имела заправку в 2500 тонн, сухую - 90 тонн и ПН - 380 тонн.
На корабле планировалось установить 9 ЖРД замкнутой схемы Raptor:
Электроснабжение планировалось обеспечивать двумя раскладывающимися крыльями солнечных батарей, общей производительностью до 200 кВт.
Абляционное теплозащитное покрытие PICA третьего поколения позволяло бы выдерживать высокую температуру при входе в атмосферу Марса, а также в атмосферу Земли на обратном пути.
В корабле предполагалось первоначально доставлять на низкую околоземную орбиту до 300 т полезного груза, а на отлетную траекторию к Марсу — до 450 т (при условии дозаправки и дозагрузки на орбите). В перспективе корабль будет способен вместить 100 и более пассажиров для полёта на Марс. Из презентации можно было сделать вывод о вместимости не менее 300 человек согласно цены экспедиции — 62 млн долл. и цены билета 200 тыс. для отдельного лица. Также, уже вне презентации, Маском высказывалась цифра необходимого груза для обеспечения одного колониста в пределах 10—100 тонн на человека.
Межпланетный корабль планировалось использовать для повторных полётов до 12 раз.
29 сентября 2017 года в рамках 68-го ежегодного Международного конгресса астронавтики в Аделаиде Маск представил обновлённый дизайн системы и её новое кодовое название — BFR[11]. Диаметр BFR должен был составить 9-метров (30 футов), предлагалось использовать её как для рейсов на МКС, так и для полётов на Луну или Марс[11][31]. Тогда же компания SpaceX приняла решение о переходе к стратегии «бережливого стартапа» и объединении в одном проекте технологий запуска на околоземную орбиту, межпланетных полётов, а также межконтинентальных перелётов в пределах Земли[11][53].
Концепцию урезали вдвое по тяге двигателей и массе. Стартовая масса — 1100 т, сухая — 85 т, полезная нагрузка 150 и 250 тонн для возвращаемого и безвозвратного полетов соответственно, возвращаемая полезная нагрузка с орбиты — 50 тонн. Тяга снижена до 170 т и 375 с удельного импульса на двигатель. Двигательная формула — 4/2. 4 — вакуумных и 2 — посадочных атмосферных. Дополнена информация по обитаемому объему — 825 м3 и 40 кабин. Сменена концепция заправки. Вместо отдельного стыковочного шлюза планировалось применение универсального стыковочного интерфейса сразу для наземной и орбитальной заправки через соединение в торце: заправка от бустера (первой ступени и стартовых опор (технология РН Зенит)) и от танкера с осаждением топлива рулевыми двигателями[18].
Тогда же было отмечено, что дозаправка на орбите Земли позволит отправиться на Луну и вернуться на Землю без необходимости дозаправки на Луне, однако дозаправка должна быть произведена не на низкой околоземной орбите, как в случае полёта на Марс, а на эллиптической орбите, что предполагает большее количество рейсов для дозаправки корабля[11].
17 сентября 2018 года в рамках презентации, на которой был представлен первый космический турист Starship Юсаку Маэдзава, информация о ракете была обновлена. Теперь она должна иметь немного большую общую длину, но значительно меньшую максимальную полезную нагрузку, конструкция корабля была пересмотрена.
Очередная презентация обновлений Starship состоялась 28 сентября 2019 года[54]. В этот раз дизайн был пересмотрен: вместо трёх крыльев, которые также выполняли роль посадочных опор, в новой версии были два крыла и выдвижные опоры под ними, материал корпуса и баков ракеты был изменён с углепластика на нержавеющую сталь.
Сравнение с ракетами-носителями сверхтяжёлого класса проектов SpaceX 2010 года (Falcon X и Falcon XX), а также с конкурирующими историческими и перспективными проектами аналогичных ракет-носителей:
Saturn V | Энергия | Енисей | Чанчжэн-9 | Falcon X[41] | Falcon XX[41] | ITS (2016)[51] | BFR (2017)[55] | BFR (2018)[19] | Starship (2019)[56][2][57] | Starship (2020)[1] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Высота, м | 110 | 59 | 105 | 101 | 93 | 100 | 122 | 106 | 118 | 118 | 122 |
Диаметр, м | 10,1 | 16 | - | 10 | 6 | 10 | 12 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Стартовая масса, т | 2970 | 2 400 | 3 167 | 4 100 | н/д | н/д | 4400 | н/д | 5000 | 5000 | |
Полезная нагрузка (НОО), т | 140 | 105 | 112 | 130 | 38 | 140 | 300 (550) | 150 (250) | 100 | 100 | 100 |
Тяга, кН | 35 000 | 31 560 | 58 800 | 51 000 | 16 020 | 45 360 | 128 100 | 52 700 | 52 700 | 72 569 | 75 315 |
Экипаж | 3 | 10 Буран | - | - | н/д | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Для тестирования двигателей Raptor корабля Starship имеются три комплекса. Один из них расположен в городе Макгрегор , штат Техас[58].
Основные испытания корабля проводятся с апреля 2019 года (первоначальные варианты — Starhopper ) на частном космодроме SpaceX в Бока-Чика, Техас.
На пути к работающему Starship V1.0 планировалось построить не менее 20 прототипов, каждый из которых будет иметь хотя бы незначительные улучшения[59]. Все прототипы корабля будут заправляться максимум на 1/3 массы горючего и окислителя — в условиях земной гравитации три двигателя не смогут поднять больше 600 тонн.
SpaceX подала две заявки в Федеральную комиссии по связи США (FCC) на первый орбитальный полёт прототипа корабля Starship. Согласно первой заявке, поданной 13 мая 2021 года[60], старт прототипа ожидается из Бока-Чика. 1-я ступень Super Heavy совершит посадку в Мексиканском заливе приблизительно в 33 км от берега. Starship продолжит полёт ещё 90 минут и совершит посадку на двигателях в океане приблизительно в 100 км от северо-западного побережья острова Кауаи (Гавайские острова)[61]. Во второй заявке, поданной 28 июня 2021[62], дополнительно указана максимальная высота полёта второй ступени — 250 км[63].
Опытный образец | Дата | Место испытания | Вид испытания | Результат |
---|---|---|---|---|
Starhopper | 5 апреля 2019 | Бока-Чика, Техас | Прыжок на высоту 1 метр | Успех |
Прототип с одним двигателем Raptor SN2 подпрыгнул на привязи на высоту 1 метр[64] | ||||
25 июля 2019 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 20 метров | Успех | |
Прототип с одним двигателем Raptor SN6 поднялся на высоту около 20 метров и переместился на несколько метров от места старта[65] | ||||
27 августа 2019 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 150 метров | Успех | |
Пробный полёт с одним двигателем Raptor SN6. Взлетел на 150 метров и приземлился в нескольких десятках метров от стартовой площадки. В последние секунды работы двигатель вышел из рабочего режима, но не взорвался[66] | ||||
Starship Mk1 | 20 ноября 2019 | Бока-Чика, Техас | Проверка на герметичность | Неудача |
Разорвался при испытаниях на герметичность из-за плохой сварки швов[67] | ||||
Starship SN1 | 28 февраля 2020 | Бока-Чика, Техас | Криогенный тест | Неудача |
При выполнении наддува жидким азотом лопнул в нижней части, его остатки взлетели на 10—20 метров и упали[68][69][70] | ||||
Test Tank SN2 | 8 марта 2020 | Бока-Чика, Техас | Криогенный тест | Успех |
Создан для тестирования «шайбы» — конструкции в нижней части корабля, к которой крепятся двигатели. В марте 2020 года успешно прошёл криогенные испытания на давление[71][72] | ||||
Starship SN3 | 3 апреля 2020 | Бока-Чика, Техас | Криогенный тест | Неудача |
Был заполнен жидким азотом при криогенных температурах и давлениях полёта, однако начал разрушаться после того, как один из топливных баков второй ступени накачали жидким азотом: бак деформировался и развалился, после чего разрушились и остальные элементы прототипа[73][74][75] | ||||
Starship SN4 | 29 мая 2020 | Бока-Чика, Техас | Огневые испытания | Неудача |
Успешно прошёл криогенные тесты и 6 мая 2020 года впервые успешно прошёл огневые испытания. В мае также планировался первый тестовый прыжок на 150 м с двигателем Raptor SN20, однако во время послеогневых испытаний на отделение от стартового стола 29 мая аппарат взорвался из-за утечки и последующего возгорания метана, возникших из-за проблем с механизмом отсоединения[76]. | ||||
Starship SN5 | 4 августа 2020 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 150 метров | Успех |
Прототип с одним двигателем Raptor SN27 и имитатором массы вместо обтекателя поднялся на 150 метров и провёл в воздухе около 40 секунд, после чего совершил посадку на другую часть площадки[77] | ||||
Starship SN6 | 3 сентября 2020 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 150 метров | Успех |
24 августа 2020 года прототип с одним двигателем Raptor SN29 прошёл огневые испытания[78] 3 сентября 2020 совершил прыжок на 150 метров и успешно приземлился[79] | ||||
Test Tank SN7 | 23 июня 2020 | Бока-Чика, Техас | Тест на максимальное давление | Планово разрушен |
Тестовый бак из стали 304L. Испытан на разрушение. Было достигнуто рекордное давление, прежде чем он вышел из строя[80] | ||||
Test Tank SN7.1 | 23 сентября 2020 | Бока-Чика, Техас | Тест на максимальное давление | Планово разрушен |
Тестовый бак из стали 304L, используемой в прототипе Starship SN8, предназначен для проверки на прочность сварных соединений под давлением при низких температурах[81]. 10 сентября 2020 года бак, установленный на стенде B, успешно прошёл первый криогенный тест жидким азотом под давлением 7,5—8,0 бар, а 15 сентября — второй криогенный тест под нагрузкой с использованием гидравлического имитатора тяги двигателей[82]. Испытания завершились 23 сентября 2020 года. Верхний купол лопнул вдоль сварного шва, идущего по окружности[83] | ||||
Test Tank SN7.2 | 4 февраля 2021 | Бока-Чика, Техас | Тест на максимальное давление | Успех |
26 января 2021 года бак из стали 304L толщиной 3 мм (вместо 4 мм) успешно прошёл первичное криогенное испытание жидким азотом под давлением[84]. 4 февраля 2021 года во время испытания на герметичность до отказа в резервуаре возникла контролируемая утечка азота в одной из точек сварного шва[85]. 15 марта был транспортирован на строительную площадку | ||||
Starship SN8 | 9 декабря 2020 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 12,5 км | Частичный успех |
На прототип впервые установлены управляемые аэродинамические рули, носовой обтекатель и 3 двигателя Raptor одновременно. Огневые испытания с запуском трёх двигателей прошли 20 октября, 10, 12 и 24 ноября 2020[86]. После первого теста с тремя двигателями SN30, SN32 и SN39 инженеры заменили SN39 на SN36[87]; после второго испытания ещё один двигатель SN32, повреждённый обломками поверхности площадки, был заменён на SN42. Следующим испытанием стал полёт на высоту 12,5 км. Первая попытка запуска состоялась 8 декабря 2020, но за одну секунду до запланированного взлёта сработала система аварийного отключения двигателей[88], и запуск был перенесён на следующий день. 9 декабря 2020 в 22:45 UTC с помощью трёх двигателей корабль успешно стартовал и поднялся на заданную высоту[89]. На финальной фазе подъёма двигатели планово последовательно отключались. На 1 минуте 40 секундах после старта отключился первый двигатель, на короткое время воспламенив находящееся рядом оборудование. Второй двигатель остановился через 3 минуты 15 секунд после старта[90]. Последний двигатель выключился через 4 минуты 40 секунд, после чего корабль с помощью двигателей ориентации перешёл в горизонтальное положение и начал управляемый спуск, используя аэродинамические рули. Через 6 минут 32 секунды после старта произошёл перенос подачи топлива из главных в напорные баки, Starship повторно включил двигатели и переориентировался в вертикальное положение для выполнения реактивной посадки . Однако из-за низкого давления в топливном напорном баке[91] 2 двигателя не смогли отработать как положено для необходимого погашения скорости, и Starship взорвался от удара о поверхность посадочной площадки. Общая продолжительность полёта составила 6 минут 42 секунды[92]. В результате испытания получены данные, позволяющие уточнить понимание того, как именно аэродинамические рули управляют тангажом, рысканием и креном во время спуска[93] | ||||
Starship SN9 | 2 февраля 2021 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 10 км | Частичный успех |
После замены двух повреждённых аэродинамических рулей прототип был установлен на стартовый стол B, где прошёл проверку на герметичность и криогенный тест[94]. Огневые испытания с запуском трёх двигателей прошли 7[94] и 14 января 2021, после чего была произведена замена двух двигателей SN44 и SN46[95]. Испытания новых двигателей прошли 22 января 2021[96]. 2 февраля 2021 года в 18:25 UTC корабль успешно стартовал, последовательно выключая двигатели, поднялся на высоту 10 км, совершил переворот в горизонтальное положение и успешно снизился. Один из двух двигателей не запустился для выполнения завершающего манёвра перед посадкой, корабль на высокой скорости ударился о посадочную площадку и взорвался большим огненным шаром, как и его предшественник SN8[97] | ||||
Starship SN10 | 3 марта 2021 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 10 км | Частичный успех |
После установки на стартовый стол А и проверки на герметичность[98] 23 февраля 2021 были произведены первые огневые испытания[99], которые выявили проблему с одним из двигателей. После его замены на SN51 25 февраля 2021 в 22:57 UTC были проведены повторные огневые испытания[100]. Первая попытка запуска 3 марта 2021 состоялась в 20:33 UTC, но была прервана на первой секунде. Через два часа после изменения ограничения тяги двигателей[101] началась подготовка ко второй попытке. В 23:15 UTC корабль успешно стартовал со стартового стола. Первая часть полёта полностью повторяла испытание SN8 и SN9: последовательно выключая двигатели, SN10 поднялся на высоту 10 км, совершил переворот в горизонтальное положение и начал управляемое снижение к месту посадки. На этот раз тягу двигателей уменьшили[102]. Для повышения надёжности манёвр разворота в вертикальное положение выполнялся с использованием трёх двигателей. После успешного переворота два двигателя отключили, и корабль, тормозя одним двигателем, вертикально опустился на площадку. Общая продолжительность полёта составила 6 минут 29 секунд. Следующие 8 минут после посадки система пожаротушения боролась с огнём в отсеке двигателей, и когда уже казалось, что пожар потушен, в 23:30 UTC корабль внезапно взорвался, взмыл вверх и рухнул огромным огненным шаром[103]. Причиной взрыва явилось сочетание низкой тяги двигателей, вероятно из-за попадания гелия из топливного посадочного бака, и последующего удара о посадочную площадку на скорости 10 м/с, в результате которого были раздавлены посадочные опоры и частично юбка двигательного отсека[104] | ||||
Starship SN11 | 30 марта 2021 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 10 км | Неудача |
Полностью собранный прототип с тремя двигателями был установлен на стартовый стол B[105]. 22 марта 2021 года в 13:56 UTC прототип прошёл успешное статическое огневое испытание с запуском трёх двигателей в течение двух секунд[106][107]. 26 марта 2021 года в 13:00 UTC прошёл повторные огневые испытания после замены одного из двигателей на SN46[108]. Запуск прошёл 30 марта[109] со стартового стола B. После выведения на заданную высоту, прототип совершил переворот в горизонтальное положение и начал снижение к месту посадки. На отметке в 5 минут 48 секунд SN11 включил свой первый двигатель, однако уже через секунду связь с прототипом была потеряна. В тот же момент[110] прозвучал взрыв, а с неба начали падать обломки. Причиной взрыва стала утечка топлива, за которой последовало возгорание одного из трёх двигателей Raptor и повреждение электронного блока управления корабля, что в свою очередь привело к внеплановому повышению давления в одном из турбонасосов в момент запуска двигателя[111] | ||||
Starship SN15 | 5 мая 2021 | Бока-Чика, Техас | Полёт на высоту 10 км | Успех |
Полностью собранный прототип был установлен на стартовый стол А[112]. После проверки на герметичность и криогенный тест под нагрузкой с использованием гидравлического имитатора тяги[113] на прототип установлены модифицированные двигатели Raptor SN54, SN61 и SN66[114]. 26 апреля 2021 в 21:57 UTC были проведены первые огневые испытания[115]. На следующий день были проведены повторные огневые испытания с подачей топлива из напорных баков[116]. SpaceX получила лицензию FAA на запуск следующих трёх прототипов SN15, SN16 и SN17 одновременно с разрешением FCC на использование спутникового терминала Starlink, антенна которого была установлена на ракете[117]. 5 мая в 22:24 UTC[118] с помощью трёх двигателей Starship успешно оторвался от стартового стола А, поднялся на высоту 10 км, совершил переворот в горизонтальное положение в апогее и начал снижение до 500 м в направлении посадочной площадки, используя аэродинамические рули, управляемые новой авионикой. Переворот в вертикальное положение и посадка в этот раз производились с помощью двух двигателей Raptor[119]. Прототип успешно приземлился на посадочные опоры на краю посадочной площадки. Почти сразу как и у SN10 в его основании вспыхнуло пламя из вырывающихся из двигательного отсека паров метана, которое удалось оперативно погасить штатной системой пожаротушения[120]. | ||||
Test Tank BN2.1 | 18 июня 2021 | Бока-Чика, Техас | Криогенный тест | Успех |
Тестовый бак прототипа ускорителя Super Heavy предназначен для проверки на прочность сварных соединений под давлением при низких температурах. 9 июня 2021 года бак успешно прошёл первичное криогенное испытание. Второе испытание 18 июня 2021 года с использованием гидравлических имитаторов тяги двигателей также было успешно | ||||
Super Heavy B3 | 19 июля 2021 | Бока-Чика, Техас | Огневые испытания | Успех |
2 июля 2021 года прототип ускорителя Super Heavy 3 был установлен на надстроенный стартовый стол А[121] для проверки конструкции посредством наземных испытаний[122]. 8 июля 2021 года прототип прошёл проверку на герметичность газообразным азотом, а 12 июля криогенные испытания на давление жидким азотом. На ускоритель установлены три центральных двигателя RC57, 59, и 62[123]. Один из них — до криогенных испытаний, остальные — после. 19 июля 2021 года[124] впервые был произведён полноценный запуск трёх двигателей[125]. Далее, в зависимости от прогресса строительства 4-го ускорителя, возможно проведение дополнительных огневых испытаний 3-го ускорителя с использованием девяти двигателей[126] | ||||
Starship SN20 / Super Heavy B4 | сентябрь 2021 — конец апреля 2022 | Бока-Чика, Техас | Криогенные и огневые испытания | Успех |
SN20 почти собран, на обтекатель установлены верхние крылья и его покрывают теплозащитными плитками, далее ждёт стыковка с основой частью корабля. SH Booster 4 собран, это самая быстрая сборка[источник не указан 759 дней] ускорителя SH, от начала крупноузловой сборки прошло чуть менее 2-х недель, 2 августа на него устанавливают весь комплект двигателей Raptor. Пока не ясно, будет ли транспортировка и тесты на герметичность баков с двигателями. Тем временем, на помощь из Флориды и Хоторна прибыло более 500 человек[источник не указан 759 дней], стартовая инфраструктура почти готова. 3 августа прототип был полностью собран и транспортирован на стартовый стол, установлены все двигатели Raptor и 4 решётчатых руля, на SN20 наклеены плитки теплозащиты. 4 августа прототип Super Heavy B4 был установлен на стартовый стол для предполётных испытаний. Starship SN20 полностью собран, после чего на него начали клеить недостающие плитки теплозащиты перед тестами и установкой на ускоритель. 6 августа 2021 года Starship SN20 был поднят и установлен на ускоритель Super Heavy B4 для пробного соединения, после чего они были отправлены для дальнейшей работы. 12 ноября были проведены огневые испытания для всех шести двигателей SN20. В апреле 2022 года было подтверждено что S20 и B4 было решено списать в пользу пары S24 и B7, из-за устаревших двигателей Raptor 1 которые выдают тягу более скромную против Raptor 2. | ||||
Starship S24 / Super Heavy B7 | 20 апреля 2023 | Бока-Чика, Техас | Статические тесты, суборбитальный полёт | Частичный успех[127] |
После списания прототипов S20 и B4 команда начала активную фазу тестирования и производства нового корабля и ускорителя для первого орбитального полёта и развёртыванию полезной нагрузки на орбите.
13 апреля 2022 года прототип ускорителя без установленных двигателей и решетчатых рулей проходил статические испытания в результате которых при нарушении методики тестирования был испорчен метанопровод ускорителя. 7 мая 2022 года, после ремонта прототип ускорителя прошёл криогенные испытания и был доставлен в сборочный цех для установки на него 33 двигателей Raptor 2 и решетчатых рулей для статического огневого испытания; прототип корабля S24 собран и находится на производственной площадке в ожидании установки двигателей и заключительными работами с теплозащитой, данный прототип впервые имел люк для вывода полезной нагрузки в виде спутников Starlink. 14 ноября B7 провёл огневые испытания 14 двигателей длительностью в 9 секунд; в результате испытания была незначительно повреждена стартовая площадка. 29 ноября B7 провёл огневые испытания уже 11-ти двигателей, длительностью в 13 секунд; повреждений площадки не зафиксировано. 23 января 2023 проведена полная заправка обеих ступеней ракеты. После этого S24 отвезли на Build Site, где поставили оставшиеся теплоплитки. 9 февраля 2023 B7 провёл успешные огневые испытания 31 двигателя Raptor на 50 процентах тяги; один двигатель отключила команда до зажигания, один отключился через 5 секунд после. 17 апреля пуск был отменен за несколько минут до старта, из-за несрабатывания одного из нагнетательных клапанов топливной системы. 20 апреля, после успешного отрыва от стартового стола и достижения высоты 39 километров — уничтожен дистанционной командой на принудительный подрыв после входа ракеты в неконтролируемое вращение, потери связи с первой ступенью, многочисленными отказами двигателей, утечкой топлива и пожаром в двигательном отсеке[128][129][130][131]. Ракета взорвалась через продолжительный промежуток времени, так как структурные качества ракеты оказались лучше, чем ранее предполагала SpaceX, из-за чего мощности взрывного устройства не хватило для моментального разрушения ракеты[132]. |
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |
SpaceX Starship.