10-09-2023
АИ-22 — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель предназначен для применения на пассажирских самолётах Ту-324, Як-48, а также их административных модификациях.
Разработчиком двигателя является ЗМКБ «Прогресс». Генеральный конструктор Фёдор Муравченко.
АИ-22 разработан по заказу Республики Татарстан для самолёта Ту-324, созданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 208 от 28 февраля 1996 г. о создании и серийном производстве самолёта Ту-324 с двигателями АИ-22, по заказу самолётостроительной фирмы ОАО «ТУПОЛЕВ». Его совместная разработка началась в конце 1990-х годов ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Сич» и специалистами КАПО имени С. П. Горбунова. Двигатель разработан на базе серийного газогенератора двигателя ДВ-2.
26 сентября 2000 года в ЗМКБ «Прогресс» был произведен первый успешный запуск. В настоящее время там же проходит стендовые испытания.
Содержание |
Модульная конструкция двигателей и высокоразвитая система контроля и диагностики обеспечивает эксплуатацию по техническому состоянию. Двигатель состоит из 10 модулей:
Подвеска двигателя предусматривает возможность установки одного и того же двигателя на самолёт в различных вариантах крепления: левом, правом, верхнем. Специальные материалы и покрытия, использующиеся при создании АИ-22, позволяют ему работать как в арктических, так и в тропических широтах, а также в морских условиях. При наработке АИ-22 на испытательном стенде (более 100 часов) были подтверждены заявленные характеристики.
Максимальный чрезвычайный режим
(Н = 0, Мп = 0, Рн = 730 мм рт. ст., tн = 30 °C) |
|
---|---|
Тяга, кгс (кН) | 4200 (41,16) |
Взлётный режим
(Н = 0, Мп = 0, Рн = 730 мм рт. ст., tн = 30 °C) |
|
Тяга, кгс (кН) | 3755 (36,82) |
Общая степень повышения полного давления | 15,49 |
Температура газов перед турбиной ВД, °К | 1450 |
Суммарный расход воздуха, кг/с | 125,85 |
Степень двухконтурности | 4,94 |
Крейсерский режим
(Н = 12000 м, Мп = 0,75, МСА) |
|
Тяга, кгс (кН) | 775 (7,60) |
Удельный расход топлива кг/кгс·ч (кг/кН·ч), не более | 0,63 (64,2) |
Общая степень повышения полного давления | 19,16 |
Температура газов перед турбиной ВД, °К | 1249 |
Суммарный расход воздуха, кг/с | 45,6 |
степень двухконтурности | 4,57 |
Размеры и масса | |
Длина, мм | 3060 |
Диаметр вентилятора, мм | 1020 |
Сухая масса, кг, не более | 765 |
Эмиссионные характеристики
(удельный выброс вредных веществ за взлётно-посадочный цикл, г/кН) |
|
СО | 110 |
СН | 12 |
NOх | 45 |
SN | 20 |
Двигатель АИ-22 создается в кооперации четырёх предприятий:
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
АИ-22.