Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

М-40 (двигатель)

21-10-2023

М-40
Производитель: Кировский завод (Ленинград)
Годы производства: 1940—1941
Тип: 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный
Технические характеристики
Объём: 61,04 л
Мощность: в зависимости от модификации от 1000/1250 лс до 1250/1500 лс
Ход поршня: 200 мм (в цилиндрах с прицепными шатунами 209,95 мм)
Количество цилиндров: 12
Диаметр цилиндров: 180 мм
Турбонаддув: 4×ТК-88
Система охлаждения: водяного охлаждения
Размеры
Сухой вес: 1150 кг

М-40 — советский авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения. Являлся дальнейшим развитием двигателя АН-1РТК.

Содержание

История создания

В СССР в условиях слабо развитой нефтехимии не хватало качественного высокооктанового бензина, в первую очередь авиационного. Поэтому дизельный двигатель, работающий на газойле или керосине, мог явить собой действенное решение многих проблем, связанных с моторизацией всего народного хозяйства, и в первую очередь — вооруженных сил (в качестве силовой установки танков и самолётов).

В 1931 году в план опытных работ по авиационному моторостроению на 1932—1933 годы включили работы по шести дизельным двигателям, получивших обозначения от Н-1 до Н-6. Двигатель Н-1 (АН-1) изготовили летом 1933 года. В ноябре 1935 года АН-1 прошел госиспытания. Начиная с 1936 года проектировался усовершенствованный вариант двигателя АН-1 с редуктором и турбонаддувом, получивший обозначение АН-1РТК. Этот двигатель очень долго доводился, что повлекло репрессии по отношению к ответственным лицам. В 1938 году А. Д. Чаромский, руководивший работами по созданию авиационного дизельного двигателя АН-1, и ряд других сотрудников ЦИАМ были арестованы по 58-й статье, осуждены на 10 лет, и как «враги народа» продолжили свою трудовую деятельность в «шарашке» — ОКБ НКВД. Работы над АН-1 продолжил вести заместитель А. Д. Чаромского инженер В. М. Яковлев. В 1940 году модификация АН-1РТК была переименована в М-40.

Опытный образец М-40 в первый раз был предъявлен на госиспытания в мае 1940 года, но испытания не выдержал. С весны 1940 года производство М-40 осваивал Кировский завод (Ленинград). За первую половину 1941 года он изготовил 58 экземпляров М-40. Производство двигателей М-40 прекратили осенью 1941 года.

Модификации

Известны следующие варианты двигателя:

  • М-40, серийный вариант, номинальная мощность — 1000 л. с., максимальная мощность — 1250 л. с., вес 1150 кг.
  • М-40Ф, опытный образец, форсированный по оборотам, номинальная мощность — 1250 л.с., максимальная мощность — 1500 л.с. Проходил госиспытания летом 1940 года, выпущен небольшой партией в 1941 году.

Применение

Двигатели М-40 устанавливались на серийные самолеты ТБ-7 (Пе-8), опытные БОК-15, Ер-2.

Литература

  • Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5

Ссылки

  • В.Котельников, А.Медведь. Авиационные дизели, или тернистый путь А. Д. Чаромского //«Двигатель», 2002, № 2—5.


М-40 (двигатель).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06