16-06-2023
МЦД-2 | |
---|---|
| |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Расположение | Москва, Московская область |
Тип | пригородный поезд |
Состояние | работает |
Конечные станции | Нахабино — Подольск |
Количество станций | 37 |
Сайт | mcd.mosmetro.ru/mcd-2 |
Обслуживание | |
Дата открытия | 21 ноября 2019 года |
Подчинение | АО «ЦППК» |
Город управления | Москва |
Технические данные | |
Протяжённость | 80 км |
Ширина колеи | 1520 мм |
Тип электрификации | 3000 В (контактная сеть) |
Карта линии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Линия МЦД-2 (также — Ку́рско-Ри́жский диаметр или Второй диаметр) — вторая линия Московских центральных диаметров, запущенная 21 ноября 2019 года[1]. Маршрут, связывающий подмосковный посёлок Нахабино в городском округе Красногорск с городом Подольском, пролегая через территорию Москвы, соединяет Рижское и Курское направления Московской железной дороги. Таким образом, МЦД-2 соединяет центр Москвы с районами на северо-западе города и с районами на юге и юго-востоке города. Маршрут имеет длину 80 км и насчитывает 38 остановочных пунктов. Маршрут имеет 14 (в перспективе будет 15) остановочных пунктов с пересадкой на станции московского метрополитена, МЦК и железнодорожные платформы радиальных направлений. Время движения электропоезда по маршруту составляет 2 часа 3 минуты, интервал движения в час пик — 6 минут. На схемах и указателях обозначается кодом и цветом фуксия (ярко-розовым)[2].
Капитальная реконструкция к запуску линии была проведена на станциях Нахабино, Подольск и платформе Опалиха[3].
В рамках создания удобных пересадок с железной дороги на МЦК осенью 2018 года была перенесена и отремонтирована платформа Ленинградская, а также открыт новый остановочный пункт Новохохловская[4].
Перед запуском диаметра платформы Ленинградская, Ржевская и Люблино были переименованы в Стрешнево, Рижскую и Кубанскую соответственно. Некоторые из этих переименований подверглись жёсткой общественной критике. В итоге впоследствии переименование платформы Люблино было отменено.
Первый поезд отправился по диаметру в 04:02 21 ноября 2019 года от станции Нахабино в сторону Подольска[5].
Через два дня, 23 ноября 2019 года, была открыта новая платформа Волоколамская, обеспечивающая уличную пересадку на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии[6], а ещё через день, 24 ноября, — платформа Пенягино[7].
Начало строительства платформы Волоколамская
Строительство платформы Щукинская
Строительство крытого надземного перехода с эскалаторами на станции Нахабино
Станция МЦД-2 «Красный Балтиец»
23 января 2020 года открыта платформа Остафьево[8].
13 июля 2020 года открыта платформа Курьяново[9].
25 июня 2021 года закрыта платформа Покровское-Стрешнево, остановка поездов перенесена на новую открытую в тот же день платформу Щукинская[10].
10 июня 2022 года открыта платформа Печатники[11].
4 августа 2022 года открыта после реконструкции и переименована станция «Каланчёвская» (новое название — «Площадь Трёх Вокзалов»). Одновременно с этим завершён первый этап реконструкции участка между «Площадью Трёх Вокзалов» и «Курским вокзалом»: реконструкция существующих 1-го и 2-го главных путей (один из них реконструирован и открыт для движения), строительство новых 3-го и 4-го главных путей (один из них построен и открыт для движения).[12][13]
2 марта 2023 года открыта платформа Марьина Роща.
В сутки по маршруту курсирует 100 пар электропоездов МЦД (без учёта обычных пригородных) c тактовым интервалом в 12 минут: от станции Нахабино первый поезд отправляется в 4:02, последний — в 23:50[20]; от станции Подольск — в 4:03 и 23:51 соответственно[21]. Прибытие последнего поезда в Нахабино производится в 1:53[20], в Подольск — в 1:50 ночи[21]. Время следования от Нахабино до Подольска составляет 2 часа, в обратном направлении — 2 часа 2 минуты[20][21]; время стоянки для перехода или смены локомотивной бригады на станции Нахабино — 9 минут[22], а на станции Подольск — 13 минут[22]. Таким образом, полный оборот с учётом стоянок на конечных станциях поезд производит за 4 часа 24 минуты, а на маршруте одновременно работает 22 состава[20][21][22].
С 15 декабря 2019 года по выходным дням отменены 82 поезда, что привело к росту интервалов до 24 минут[23]. С февраля 2020 года введены дневные окна на центральном участке диаметра (Дмитровская — Курская) с 12:30 до 15:00 для прокладки путей будущего Киевско-Горьковского диаметра, которые отменялись только в период федеральных нерабочих дней апреля 2020 года и в некоторые праздничные дни после них.
С 4 июля 2021 года оба главных пути центрального участка МЦД2 между «Курским вокзалом» и «Каланчёвской» были закрыты на реконструкцию, движение поездов переброшено на новый построенный путь с реверсивным движением раз в 18 минут. В связи с этим было окончательно прекращено движение транзитных дальних пригородных поездов с конечными пунктами дальше официальных границ диаметра D2. Все такие транзитные маршруты были укорочены по Курскому вокзалу и Рижскому вокзалу или по станции Царицыно Курского направления МЖД и по станции Стрешнево Рижского направления МЖД.
С 1 августа 2022 года в связи с завершением реконструкции одного из ранее закрытых основных путей реверсивное движение между станциями «Курский вокзал» и «Площадь Трёх вокзалов» отменено, график движения изменён, интервалы сокращены, появились транзитные маршруты (самый большой — из Шаховской до Тулы-Курской и обратно)
По состоянию на начало 2020 года, рейсы МЦД на маршруте обслуживают 22 шестивагонных состава «Иволга» модификации 1.0 приписки моторвагонного депо Нахабино (ТЧ-17), эксплуатирующиеся в сдвоенном режиме 6+5 вагонов (один вагон исключается из состава из-за превышения им в этом случае длины платформ), а также обычные электропоезда ЭП2Д из того же депо Нахабино и три десятивагонных состава ЭС2Г «Ласточка» № 117—119 из моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6)[24]. Первоначально для рейсов МЦД планировалось использовать только 24 шестивагонных электропоезда «Иволга»[22], которые до запуска маршрута эксплуатировались на данном участке в виде сдвоенных составов 6+5 вагонов[25], но к запуску МЦД в связи с увеличением частоты поездов и необходимости в одновременном нахождении на маршруте не менее 22 составов они были расцеплены на одиночные. Однако из-за высокой переполненности поездов в первые дни эксплуатации с 25 ноября 2019 года вновь были сформированы сдвоенные составы из 11 вагонов, а помимо ЭГ2Тв стали использоваться составы других серий[24]. Также в первую неделю на маршруте временно работали три семивагонных «Иволги» версии 2.0, но впоследствии они были переданы на Белорусско-Савёловский диаметр. В декабре 2019 года на маршруте работал сдвоенный состав 038—039 второй версии, но вскоре также был отдан на МЦД-1[26], с конца марта 2020 года вновь начал работать на маршруте но в едином 11-вагонном исполнении 040 с промежуточными вагонами 041, в течение полугода отдан на МЦД-1.
Другие пригородные рейсы на участках маршрута обслуживаются одиннадцативагонными электропоездами ЭП2Д из депо Нахабино и Перерва[27], временно переданными с Ленинградского направления двенадцативагонными ЭТ2М-055 и 132 из депо Крюково[28] и десятивагонными электропоездами ЭР2К-1200[29] и ЭР2-1338[30] из депо Новомосковск (эксплуатируются только на Курском направлении по маршруту Москва-Курская — Тула)[30].
Тип электропоезда | Количество вагонов в составе | Годы |
---|---|---|
Обслуживающие маршрут МЦД-2 | ||
ЭГ2Тв «Иволга» (версия 1.0) |
11 | 2019[24][26]—н. в. |
ЭГ2Тв «Иволга» (версия 2.0) |
6+5, 11 | 2019, 2020—н. в. |
ЭГЭ2Тв «Иволга» (версия 3.0) |
11 | 2023 |
ЭС2Г «Ласточка» | 10 | 2019[24]—31 января 2022 |
ЭП2Д | 11 | 2019[27]—н. в. |
Обслуживающие другие маршруты | ||
ЭП2Д | 11 | 2019[27]—н. в. |
ЭР2 | 10 | 2019[30]—13 августа 2020 |
ЭТ2М | 12 | 2019[28]—2021 |
ЭД4М | 10 | 2019 — июль 2020 (Рижское направление)
2019 — декабрь 2020 (Курское направление) |
ЭД2Т | 10 | 2019 — март 2020 (Рижское направление)
2019 — декабрь 2020 (Курское направление) |
ЭГ2Тв версии 1.0 в шестивагонной составности на платформе Перерва
ЭС2Г-119 в десятивагонной составности на платформе Москворечье
ЭП2Д-0020 на участке Царицыно — Москворечье
Курсивом выделены строящиеся линии и станции.
Формально ветви к Ленинградскому и Казанскому вокзалам являются ответвлениями третьего диаметра, тарифы соответствующей линии там действуют, единственной станцией МЦД-3, на которую невозможно попасть через вокзалы, будет являться Митьково на одноимённой соединительной ветке, остальные принадлежат одному из направлений (начиная с Электрозаводской, Казанскому, начиная с Рижской (а до её открытия с Останкина), Ленинградскому).
МЦД-2.