22-10-2023
Эту страницу предлагается переименовать в Большая Кольцевая линия. Пояснение причин и обсуждение — на странице :К переименованию/27 февраля 2018. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии. Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Большая кольцевая линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: |
11 августа 1969 года[1] |
---|---|
Длина: |
69[3] км |
Количество станций: |
31 (8 открыты)[3] |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
8 |
Число вагонов в составе поезда: |
7 |
Наземные участки: |
нет |
Электродепо: | |
|
|
Большая кольцевая линия (сокращённо БКЛ[4][5]; рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — частично открытая линия Московского метрополитена; замкнуть кольцо полностью планируется в 2022 году[6]. 26 февраля 2018 года в составе первой очереди строительства открыт участок «Петровский парк» — «Деловой центр»[7]. Длина первого участка Большой кольцевой линии составила 10,51 км, второго составит 10,1 км[8], а общая протяжённость линии будет 69 км[3].
Первоначально «Третьим пересадочным контуром» новую линию называли потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия[9]. Выбор эксплуатационного (официального) названия линии проведён по итогам голосования на портале «Активный гражданин»[10], в котором победил и был поддержан мэром[11] вариант «Большая кольцевая линия»[12].
На схемах метро 2017—2018 годов линия обозначена бирюзовым цветом (ранее — чёрным[13]) и числом . Ранее номер 11 на схеме имела Каховская линия, которая станет частью Большой кольцевой и номер которой временно сменили на 11А. Участок Большой кольцевой линии от станции «Шелепиха» до станции «Петровский парк» обозначен также жёлтым цветом, поскольку используется совместно с Солнцевской линией в рамках маршрутного движения.
Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда кольцевой линии.
По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию и участок Сокольнической линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (ныне — «Бульвар Рокоссовского»).
Были построены участки «Каширская» — «Каховская» Каховской линии и «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского» Сокольнической линии. Для реализации этого проекта были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле»[14] и «Кузьминки».
Во второй половине 1980-х годов возник проект создания четырёх хордовых линий[15], однако перевес получила идея «кольца»[16]. Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1—3 станций от существующей Кольцевой линии и связанных между собой пересадками[15]. Ходынская линия задумывалась как первый участок, проходящий от станции «Выставочная» через станции «Полежаевская» и «Динамо» к «Савёловской»[17].
12 февраля 2011 года было предложено построить станции «Пресня», «Шелепиха» и «Мнёвники» только в конструкциях в связи с их расположением в промзоне[18][19], а 21 февраля было подтверждено, что Кожуховская линия станет составной частью новой линии и будет состыкована с ним на станции «Нижегородская улица»[20].
Летом 2011 года были разработаны проекты станций первой очереди — все они будут иметь типовую конструкцию, но различаться цветовой гаммой и деталями оформления[21].
В октябре 2011 года Метрогипротранс представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью Большого кольца (в этот участок, в частности, входит Каховская линия)[17][22][23]. По планам 2014 года Большая кольцевая линия планируется в виде кольца с ответвлениями в сторону «Делового центра» и «Некрасовки» (Кожуховская линия).
В сентябре 2014 года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения, «поскольку организация хордового слишком затратна как с финансовой, так и с организационной точки зрения». Временное хордовое беспересадочное движение планируется запустить от «Некрасовки» до «Делового центра» через северный участок Большой кольцевой. С постройкой южной части хорды перерастут в кольцо, и тем, кто едет от начала и до конца бывшей хорды, придётся делать пересадку на Большой кольцевой.
После открытия Северного участка линии рассматривалась организация временного маршрутного движения от «Некрасовки» до «Рассказовки». В этом случае Кожуховская линия, верхний полукруг Большой кольцевой и Солнцевская линия вместе образовывали бы самый длинный маршрут метро в Европе, длиной около 60 км[24].
Сроки сдачи как первой очереди Большой кольцевой линии, так и всей линии в целом, неоднократно переносились[25].
В конце 2009 года было заявлено, что строительство первой очереди Большой кольцевой линии (Ходынской линии) предполагается провести в трёхлетний срок, со сдачей проекта к 2015 году[26].
Летом 2011 года были опубликованы новые планы, согласно которым первую очередь линии планировалось построить к 2014 году[21].
Согласно планам 2012 года, первый участок Большой кольцевой линии планировалось открыть в декабре 2015 года, а построить линию полностью предполагалось к 2019 году. В мае 2012 года были планы построить к 2015 году участок «Хорошёвская» — «Кунцевская»[27].
По планам 2014 года ввод первоочередного участка линии был запланирован на 2016 год.
По состоянию на 2015 год, в 2017—2018 годах планировалось построить 15 станций, в том числе запустить движение на участке от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка» (протяжённость участка 12,4 км)[28]. В августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год[29].
В марте 2017 года открытие первого участка Большой кольцевой линии планировалось на лето того же года, в апреле — на осень, осенью — на конец года, в декабре его перенесли на начало 2018 года[25].
В январе 2018 года пуск первого участка был назначен на конец февраля (и 26 февраля 2018 года пуск этого участка был совершён), а срок завершения строительства всей линии сместился на 2021—2022 годы[30].
В ноябре 2011 года началось строительство первого участка Большой кольцевой линии[31]. В апреле 2013 года на 24 площадках первоочередного участка линии протяжённостью 13,7 км работали 1400 человек и 3 тоннелепроходческих комплекса[32].
26 января 2016 года было объявлено о начале строительства второго участка Большой кольцевой линии от «Рубцовской» до «Авиамоторной»[33].
В феврале 2017 года было начато строительство станции «Шереметьевская»[34], в мае — строительство станции «Ржевская»[35], в июле — строительство станции «Стромынка»[36].
23 июня 2017 года начались строительные работы на участке, включающем станции «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского»[37].
28 июня 2017 года началось строительство южного участка, включающего станции «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино»[38].
8 сентября 2017 года мэр Москвы С. С. Собянин провёл технический пуск и сообщил, что строительство участка линии от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк» закончено. Движение для пассажиров будет запущено по окончании пусконаладочных работ, которые продлятся несколько месяцев[39].
16 ноября 2017 года началось строительство юго-восточного участка, включающего станции «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар»[40].
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В рамках первой очереди 26 февраля 2018 года открыты станции на Северо-западном участке кольца[41]:
На участке «Шелепиха» — «Петровский парк» организована совместная эксплуатация Большой кольцевой и Солнцевской линий, поэтому на указателях и схемах он отмечен двумя цветами и двумя номерами.
В конце 2018 года линия будет продлена, и в составе Северо-западного участка откроется ещё одна станция — «Нижняя Масловка» (пересадка на «Савёловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии)[3].
В 2019 году[3] планируется запуск Северо-восточного участка (от «Рубцовской» до «Нижегородской улицы», планируется к открытию в составе Кожуховской линии[42]):
Также планируется организовать переход со станции «Нижегородская улица» на станцию Нижегородская Московского центрального кольца, построенную в 2016 году, и на платформу Карачарово Горьковского направления МЖД, которую для этого планируется сдвинуть к западу, ближе к строящемуся ТПУ «Рязанская».
Также на 2019 год запланирован пуск двух станций Западного участка[3]:
Открытие следующих участков Большой кольцевой линии запланировано на 2020 год[3]:
Каховская линия при этом будет включена в состав Большой кольцевой линии. Построенная в 1969 году линия нуждается в реконструкции с прекращением движения на несколько месяцев для включения в состав Большой кольцевой. В 2020 году планируется замкнуть линию в кольцо, после чего участок, не являющийся его частью и включающий в себя станции «Шелепиха» и «Деловой центр», предполагается передать в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии[43].
Полное открытие Большой кольцевой линии намечено на 2022 год[44][45].
Депо | Годы эксплуатации |
---|---|
ТЧ-3 «Измайлово» | с 2018 |
Количество вагонов | Годы |
---|---|
7 | с 2018 |
Типы вагонов | Годы |
---|---|
81-760/761 «Ока» | с 2018 |
Изначально планировалось, что обслуживать Большую кольцевую линию будет электродепо «Хорошёво»[49], которое хотели построить вблизи Хорошёвского шоссе. Но власти не смогли договориться с собственником площадки под это депо, и в официальных планах 2012 года депо «Хорошёво» уже не значилось[50]. С ноября 2012 года рассматривалась возможность использовать для обслуживания Большой кольцевой линии электродепо «Фили», для этого были запроектированы две однопутные служебные соединительные ветви, однако спустя 2 года от этого варианта решено было отказаться. В 2015 году в проект первой очереди Большой кольцевой линии была добавлена вторая соединительная ветвь на Солнцевскую линию для совместной эксплуатации двух линий. С 2018 года выдача составов на объединённую линию производится из электродепо «Измайлово» по съездам к западу от станции «Парк Победы». После открытия электродепо «Солнцево», депо «Измайлово» прекратит обслуживать Большую кольцевую линию, его функции возьмёт на себя нововведённое депо. В перспективе линию будет обслуживать электродепо «Замоскворецкое», построенное на участке Каховской линии, которая в дальнейшем должна стать частью Большой кольцевой. Также будет реконструирован бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича в депо «Нижегородское» и построено новое депо «Аминьевское»[источник не указан 209 дней].
Большая кольцевая линия на Викискладе | |
Большая кольцевая линия в Викиновостях |
Большая кольцевая линия.