16-09-2023
Московское центральное кольцо | |
Малое кольцо МЖД | |
Платформа Лужники |
|
Общая информация | |
---|---|
Дата открытия | |
Страна | |
Город | |
Эксплуатант |
РЖД |
Техническая информация | |
Длина линий |
54 км |
Количество станций |
31 |
Количество линий |
1 |
Электрификация |
3 кВ постоянного тока |
Подземные участки | |
Подвижной состав | |
Подвижной состав | |
Максимальное число вагонов в составе поезда |
5 (10 по СМЕ) |
Число вагонов в составе поезда |
5 |
Депо |
Подмосковная |
Движение | |
Время поездки |
75[3] мин. |
Интервал движения в часы «пик» |
5 минут[4] |
Схема линий | |
mkzd.ru |
«Московское центральное кольцо» («МЦК»)[5][6] — строящаяся транспортная система, предполагающая организацию движения пассажирских электропоездов по Малому кольцу Московской железной дороги. РЖД будут осуществлять перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном[7].
На линии будет устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 11 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров будет «полностью соответствовать стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации[8], что создаёт единое с метрополитеном пространство[7] и позволяет назвать систему линией метро.[8] Маршрут обозначен на расклеенной в вагонах схеме метро как строящаяся «Вторая кольцевая линия» с порядковым номером .[9][8][10] Открытие линии запланировано на осень 2016 года.[8] Проектирование и строительство системы ведётся под обозначением «Московская кольцевая железная дорога» («МКЖД»)[1][11]; в июне 2016 года было объявлено о том, что система официально называется «Вторая кольцевая линия метрополитена»,[8][7] а в июле 2016 года система получила официальное название «Московское центральное кольцо» («МЦК»).[5][6]
Малое кольцо МЖД имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км. Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали будут использоваться исключительно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения будет использоваться вновь построенный на части линии третий главный путь[1][2].
Характер запланированного движения на линии можно отнести к городской электричке[12], частично интегрированной с Московским метрополитеном (пересадки и система оплаты проезда).
Московская окружная железная дорога (МОЖД)[13] была построена вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П. И. Рашевского в 1903—1908 годах. Её протяжённость составила 54 км[14].
Отсчёт вёрст новой железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке. На дороге были выстроены 14 станций (все они — уникальные образцы московского модерна начала ХХ века), выполненных в едином стиле, два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского моста, Военное поле близ Ходынских военных лагерей) и один телеграфный пост (Братцево). Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути — с внешней стороны[15].
Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, к услугам которых были построены станции-вокзалы (Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др.), часть из которых сохранилась по сей день. Дo 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х годов районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто[14].
В 2008—2011 годах ОАО «РЖД» и правительством Москвы при согласии председателя правительства России В. В. Путина было принято решение реконструировать и электрифицировать Малое кольцо и построить на занимаемой им территории в центре Москвы кольцевую пассажирскую линию городской электрички[14].
Исторический вокзал станции Андроновка (построен в 1908 г.)
Реконструкция осуществлена в период с 2012 по 2016 год за счёт средств федеральных инвестиций, ОАО «РЖД», правительства Москвы и группы компаний-инвесторов[14][16].
Первичное соглашение о реализации проекта пассажирской магистрали на МКЖД правительство Москвы и руководство ОАО «РЖД» подписали в 2008 году[17]. Для реконструкции кольца и запуска пассажирского движения по нему в 2011 году РЖД и Правительство Москвы на паритетных условиях учредили совместную компанию ОАО «МКЖД», при этом каждая из сторон продолжала инвестировать в проект и самостоятельно. В сентябре 2015 года стало известно, что компания РЖД покидает ОАО «МКЖД», а её долю выкупает правительство Москвы. По данным газеты «КоммерсантЪ», причина состояла в том, что железнодорожный холдинг, переживающий проблемы с финансированием своей инвестпрограммы, не готов далее финансировать проект и участвовать в докапитализации МКЖД на 13,4 млрд руб[18][19].
Проект организации кольцевой линии городской электрички в составе транспортной сети Москвы был разработан в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в Московском регионе, развития транспортной системы столицы, избавления города от пробок[20]. 11 июня 2011 года проект МКЖД одобрен на встрече председателя правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина[14][21].
Пассажирское движение по кольцу будет осуществляться на электропоездах, следующих по бесшумному («бархатному») бесстыковому пути. В качестве подвижного состава планируется использовать электропоезда «Ласточка». Для обеспечения 136 пар электропоездов в день с 6-минутным интервалом в часы пик на МКЖД будет задействовано 36 составов (33 на линии и 3 резервных)[2][1]. Подвижной состав с особо защищёнными токопроводящими линиями и подвагонным пространством с расчётом на температуру −40 °C специально для мегаполиса модифицируют, оснастят кондиционерами. Вагоны городской электрички сохранят верхние токоприёмники на напряжение 3000 В (против 825 В и контактного рельса на метрополитене)[22]. Городская электричка будет состоять из 5—10 бестамбурных вагонов[23]. Останавливаться они станут у высоких островных и береговых платформ в режиме метро, по всем пунктам. Система автоблокировки (АБ) предусмотрена с интервальным регулированием на базе аппаратуры Ebilock и АБТЦ-МШ[24], позволяющей варьировать межпоездные интервалы движения, увеличивать и уменьшать блок-участки в зависимости от пассажиропотока. Это даст возможность обеспечить рост пассажиропотока за счёт такта, а не за счёт больших скоростей, которые не будут превышать 80 км/ч из-за множества остановочных пунктов и малого расстояния между ними[25].
Моторвагонное депо ТЧ-96 Подмосковная для электропоездов построено рядом со станцией Рижского направления МЖД Подмосковная в московском районе Сокол, там будет проходить техническое обслуживание и технический ремонт. Проезд из депо и в депо будет осуществляться по электрифицируемой в 2016 году соединительной ветви Подмосковная — Серебряный Бор (однопутный перегон)[26]. Помывка в специальных моечных комплексах, экипировка, подготовка подвижного состава в рейс будут производиться в парках экипировки Домодедово и Апрелевка. Пункты ночного отстоя электропоездов запроектированы на станциях Пресня, Андроновка и Белокаменная[27]. Линию МКЖД будут обслуживать 320 машинистов и 300 кассиров и контролёров, подбор персонала ведётся с начала 2016 года[28].
В 2011—2012 годах разработана проектная документация на инфраструктуру, подготовлены градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документация для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). НИИ «Мосжелдорпроект» и ряд других профильных институтов выполнили проектные изыскания. Во второй половине 2012 года начались строительно-монтажные работы. К 2016 году завершена, в основном, реконструкция и электрификация МКЖД, проложен третий главный путь для грузового движения на 2/3 протяжённости кольца (кроме 17-километрового участка Пресня — Канатчиково — Угрешская, где из-за наличия сложных мостов через Москву-реку, примыкания Третьего транспортного кольца, городской инфраструктуры и особенностей рельефа третий главный путь прокладываться не будет)[29].
B начале ХХI века в районах прохождения кольца живут около 1,5 миллиона человек[30]. Эти люди, а также пассажиры, пересаживающиеся с других видов транспорта, смогут постоянно пользоваться кольцевой линией городского поезда после строительства пассажирской магистрали МКЖД, подходов к ней и 31 остановочного пункта[31], каждый из которых будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на метро, наземный городской транспорт и пригородные поезда. В ходе реконструкции кольца за пределы города были выведены пять грузовых дворов, всего в сферу благоустройства попало 8,5 тысяч га столичной территории.
9 декабря 2013 года правительство Москвы возложило организацию перевозок, обслуживание и ремонт подвижного состава пассажирской линии МКЖД на ГУП «Московский метрополитен»[32].
По утверждению заместителя начальника Московского метрополитена Юрия Дегтярёва в декабре 2015 года, МКЖД будет полноценной частью Московского метрополитена с едиными билетом и навигацией[33].
С 21 декабря 2015 года дорога обозначается на схемах Московского метрополитена как строящаяся 14-я линия[34][35]. По данным «РЖД» и правительства Москвы, кольцевая железная дорога станет для Москвы ещё одной веткой метро, только наземной[36][11].
На сентябрь 2016 года[2], согласно официальным данным, запланировано открытие регулярного пассажирского движения электропоездов (городская электричка) по МКЖД[37][25][38]. В мае 2016 года по МКЖД, где построен 31 остановочный пункт, началось тестовое движение электропоездов на опытном участке Канатчиково — Лихоборы[2][11].
12 марта 2016 года вице-мэр Москвы по строительству и градостроительной политике Марат Хуснуллин объявил, что готовность кольца составляет уже 90 %[39], 2 июля президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров сообщил о 97 % готовности[3].
28 марта 2016 года и 2 июля 2016 года мэр Москвы Сергей Собянин, министр транспорта РФ Максим Соколов и президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров совершили контрольно-инспекционные поездки по МКЖД[40][41].
С апреля 2016 года начала функционировать Московско-Окружная дистанция инфраструктуры Московской дирекции инфраструктуры, созданная на базе технических средств дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки[42].
Тестовая обкатка всей линии началась 4 июля 2016 года[41][43].
Организация перевозок на пассажирской линии постановлением правительства Москвы № 799-ПП была возложена в 2013 году на ГУП «Московский метрополитен»[32]. Конкурс на выбор перевозчика 29 декабря 2014 года сроком на 15 лет выиграла Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)[14]. Управление движением, обслуживание и контроль инфраструктуры МКЖД будут осуществлять специальный диспетчерский круг, созданный в Центре управления пригородным комплексом, а также другие подразделения Московской железной дороги[14][21][44]. 21 января 2016 года ОАО «ЦППК» и ОАО «РЖД» заключили соглашение о переуступке договора на транспортное обслуживание МКЖД, вследствие чего исполнять заказ столичного правительства на пассажирские перевозки по МКЖД будет железнодорожный холдинг; данная сделка согласована правительством Москвы в лице ГУП «Московский метрополитен». Организует транспортное обслуживание на МКЖД Московская дирекция скоростного сообщения (МДОСС), являющаяся структурным подразделением Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД»[1]. При этом вице-мэр Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов отметил, что «железнодорожному кольцу вскоре предстоит стать ещё одной линией метро»[45].
Вся железнодорожная инфраструктура МКЖД будет находиться в собственности ОАО «РЖД». Правительство Москвы и привлечённые им компании-инвесторы сооружают транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые вместе с основной инфраструктурой обеспечат максимальную интеграцию с метрополитеном — тактовое движение электропоездов с остановками по всем пунктам и минимальными интервалами в часы пик, характерными для метро (без публикации расписания); проезд пассажиров по единым тарифам и билетам, пересадку с МКЖД на метро и обратно без дополнительной оплаты в течение 90 минут[46]. На МКЖД и в метро будут действительны одни и те же проездные, карта «Тройка», социальная карта москвича, те же столичные социальные льготы[47][11][2]. В этих целях на МКЖД будут действовать как федеральное, так и московское законодательство о льготах[48].
Каждый из 31 остановочного пункта будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла. Среди них будет 19 крупных ТПУ. Станут возможными 17 пересадок на 11 линий метрополитена (включая строящиеся) и 10 пересадок на 9 (из 11) радиальных направлений железной дороги[34][47]. С запуском движения по кольцу у пассажиров появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу, что позволит уменьшить нагрузку на метрополитен и центральную часть Москвы. Полный круг состав будет проходить за 75 минут[46], таким образом, маршрутная скорость электропоезда составит около 43 км/ч[11].
В некоторых местах платформы радиальных направлений Московского железнодорожного узла для удобства пассажиров будут запланировано перенести ближе к платформам МКЖД[49].
Все транспортно-пересадочные узлы планируется оснастить системой крытых переходов, траволаторов и галерей, защищающей пассажиров от осадков по принципу «сухие ноги». Для маломобильных пассажиров на платформах устроены лифты и эскалаторы. На всех платформах будут туалеты. Возле 13 ТПУ планируется расположить перехватывающие парковки[11].
Всего на МКЖД к запуску пассажирского движения запланирован 31 остановочный пункт, для большинства из которых по состоянию на весну 2016 года построены пассажирские платформы. Сходы с платформ и ТПУ продолжают строиться. Платформы строились как на перегонах, так и в границах существующих станций. При этом новых станций построено не было, а существующие подверглись капитальной реконструкции, как и все перегоны между ними.
При строительстве Третьего транспортного кольца в 2001 году вместе с формированием Гагаринского тоннеля уже была построена подземная платформа Площадь Гагарина, а в 2013—2016 годах она была реконструирована.
Из новых платформ раньше всего (в конце 2013 года) было начато строительство о.п. Лужники с самыми длинными платформами, одновременно с этим стал строиться и примыкающий к платформе ТПУ. Кроме того, в 2014 году был создан задел (короткая платформа) под о.п. Шоссе Энтузиастов.
Непосредственное строительство большинства остальных платформ началось весной 2015 года: Коптево [50], Войковская [51], Николаевская[52], Окружная [53], Владыкино [54], Черкизовская[55], Измайловский парк [56], Волоколамская [57] [58], Соколиная Гора, Андроновка [59], Волгоградская[60], ЗИЛ [61], Новохохловская [62], Дубровка [63], Автозаводская [64], Ходынка [65], Новопесчаная [66], Открытое шоссе [67], Сити [68], Хорошёво [69]. Летом 2015 года было начато возведение платформ Кутузово [70], Ботанический Сад[71], осенью продолжилось строительство платформы Шоссе Энтузиастов[72], Шелепиха, Белокаменная. Платформа Ярославская начата зимой 2016 года, строительство платформ Севастопольский проспект и Варшавское шоссе начато в феврале-марте 2016 года[73]. ТПУ для этих платформ в большинстве не начаты или строительство начато гораздо позже. Сходы в город и переходы между платформами строятся в 2016 году.
Самым сложным и долгостроящимся объектом оказался ТПУ на пересечении МКЖД и Горьковского направления МЖД. Для строительства узла из двух новый станций метро («Нижегородская улица» Третьего пересадочного контура и Кожуховской линии) и платформы Рязанская (а также платформы Карачарово, которая будет сдвинута к ним) были полностью разобраны насыпь и путепровод Малого кольца, начато масштабное строительство. Возведение самой платформы Рязанская не начато по состоянию на апрель 2016, она войдёт в строй уже после начала пассажирского движения[2].
Помимо указанных платформ планировалась и обозначалась на схемах 32-я платформа Пресня (в границах одноимённой станции), решение о её строительстве будет принято после запуска пассажирского движения[74].
В приведённой ниже таблице платформы указаны в порядке возрастания километража Малого кольца: от нулевой отметки — пересечения с Ленинградским направлением — по часовой стрелке. Здесь также отмечены планируемые пересадки на станции метро и на радиальные направления Московского железнодорожного узла. Пять пересадочных узлов[75] будут иметь крытые отапливаемые переходы (в таблице отмечены символом ); такие пересадки на официальной схеме метро обозначены так же, как и пересадки между двумя станциями метро. Остальные наземные пересадки предполагают выход пассажира на улицу. Средняя длина перехода — 200—300 метров, самый длинный — Хорошёво—Полежаевская — 700 метров.[75]
№ | Платформа[к. 1] | Прочие названия[к. 2] |
Расположение на Малом кольце МЖД | Пересадки[к. 3] |
---|---|---|---|---|
1 | Окружная | Гостиничная | перегон Лихоборы — Владыкино-Московское | «Окружная» |
2 | Владыкино | станция Владыкино-Московское | «Владыкино» | |
3 | Ботанический сад | Ботаническая | перегон Владыкино-Московское — Ростокино у западной горловины Ростокино |
«Ботанический сад» |
4 | Ярославская | перегон Ростокино — Белокаменная | пл. Северянин Ярославского напр.[к. 4] | |
5 | Белокаменная | станция Белокаменная | ||
6 | Открытое шоссе | Открытая | перегон Белокаменная — Черкизово | «Бульвар Рокоссовского» |
7 | Черкизово | Черкизовская | станция Черкизово | «Черкизовская» |
8 | Измайловский парк | Измайлово | перегон Черкизово — Лефортово | «Партизанская» |
9 | Соколиная Гора | станция Лефортово северная горловина |
||
10 | Шоссе Энтузиастов | Лефортово | станция Лефортово южная горловина |
«Шоссе Энтузиастов» |
11 | Андроновка | станция Андроновка северная горловина |
пл. Фрезер Казанского/Рязанского напр. | |
12 | Рязанская | Нижегородская | перегон Андроновка — Угрешская у южной горловины Андроновки |
ТПК КожЛ «Нижегородская улица» |
13 | Новохохловская | Хохловская | перегон Андроновка — Угрешская | пл. Калитники Курского напр.[к. 6] |
14 | Волгоградская | станция Угрешская восточная горловина |
«Волгоградский проспект»[к. 7] | |
15 | Дубровка | станция Угрешская западная горловина |
«Дубровка», «Кожуховская»[к. 8] | |
16 | Автозаводская | станция Кожухово северо-восточная горловина |
«Автозаводская» | |
17 | ЗИЛ (Парк легенд) | станция Кожухово западная горловина |
||
18 | Варшавское шоссе | Варшавская | перегон Кожухово — Канатчиково | «Нагатинская»[к. 9] |
19 | Севастопольский проспект | Севастопольская | перегон Кожухово — Канатчиково у юго-восточной горловины Канатчиково |
|
20 | Площадь Гагарина единственный подземный о.п. |
станция Канатчиково северо-западная горловина Гагаринский тоннель |
«Ленинский проспект» | |
21 | Лужники самые длинные платформы |
Спортивная | перегон Канатчиково — Пресня в районе бывшей станции Воробьёвы Горы |
«Спортивная» |
22 | Кутузово | Дорогомилово | станция Пресня, парк Кутузово в районе бывшей станции Кутузово |
«Кутузовская» |
23 | Сити | Москва-Сити | станция Пресня между основной частью и парком Кутузово (бывший перегон Пресня — Кутузово) |
«Международная» |
24 | Шелепиха | станция Пресня, между основной частью и парком Кутузово (бывший перегон Пресня — Кутузово) |
ТПК «Шелепиха» | |
Пресня[к. 11] | станция Пресня | |||
25 | Хорошёво | перегон Пресня — Серебряный Бор | «Полежаевская» | |
26 | Новопесчаная | Песчаная | перегон Пресня — Серебряный Бор в районе бывшего полустанка Военное поле |
|
27 | Ходынка | Ходынская | станция Серебряный Бор южная горловина |
«Октябрьское поле»[к. 12] |
28 | Волоколамская | Стрешнево | перегон Серебряный Бор — Лихоборы | пл. Покровско-Стрешнево, пл. Ленинградская Рижского напр.[к. 13] |
29 | Войковская | Глебово | перегон Серебряный Бор — Лихоборы в районе юго-западной горловины бывшей станции Братцево |
«Войковская» |
30 | Коптево | станция Лихоборы юго-западная горловина у депо Лихоборы |
||
31 | Николаевская | перегон Лихоборы — Владыкино-Московское | пл. НАТИ Ленинградского напр. |
Платформа Шелепиха
Платформа Коптево
В пассажирском движении, по предварительным данным от декабря 2015 года, планировалось использовать 35 составов электропоезда ЭД4 (модификация ЭД4М-500) по шесть вагонов производства Демиховского машиностроительного завода[76][77][78]. Ранее также сообщалось, что для МКЖД могли предлагаться поезда типа ЭГ2Тв («Иволга») или «Ласточка» (Siemens Desiro), но они не участвовали в конкурсе: первая модель не прошла испытания, вторая показалась компании ЦППК слишком дорогой для закупки и эксплуатации[79].
Упоминалось также о другой причине срыва конкурса. Как указывали вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Антон Зубихин и журнал Forbes, выгодный заказ на подвижной состав для МКЖД ещё с 2011 года вызвал жёсткую конкуренцию между двумя ведущими производителями железнодорожной техники в России — ЗАО «Трансмашхолдинг» и «Группой Синара». Каждый из этих концернов продвигал своё детище, первый — «Иволгу», а второй — «Ласточку». Поезда «Ласточка» в значительном количестве были закуплены РЖД в Германии, в России же «Группой Синара» налажено совместное с Siemens Desiro производство адаптированной модели этих поездов в Верхней Пышме — именно с целью поставки и эксплуатации на МКЖД. Эту схему поддерживал бывший президент РЖД Владимир Якунин, при котором были осуществлены закупки поездов Siemens в Германии. Однако после отставки В. И. Якунина в августе 2015 года маятник качнулся в другую сторону. Все ключевые фигуры, влияющие на управление МКЖД, — Максим Ликсутов, Михаил Хромов, Андрей Бокарев и гендиректор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов — выходцы из «Трансмашхолдинга», поэтому закупать электропоезда «Ласточка» у конкурентов им оказалось весьма невыгодно. В обстоятельствах, когда «Иволга» ещё не дошла до серийного производства, и появилось более простое и дешёвое решение: закупить обычные электропоезда Демиховского машзавода — предприятия «Трансмашхолдинга»[80][81][82][14].
После переуступки прав перевозчика от ЦППК к РЖД 21 января 2016 года появилась информация, что окончательный выбор подвижного состава для МКЖД сделан в пользу электропоездов «Ласточка» с двумя парами дверей в вагонах[1][83]. Специально изготовленная для внутригородских перевозок на линиях постоянного тока модель ЭС2Г оснащена бесшумными тяговыми редукторами, шумовибропоглощающей подвеской, более совершенными вагонными тележками, дисковыми тормозами с накладками из специальных композитных материалов[84].
По данным на июнь 2015 года, общий объём инвестиций в проект строительства пассажирской линии составлял более 212 млрд рублей. Согласно информации гендиректора ОАО «МКЖД» Алексея Зотова, в эту сумму входят инвестиции ОАО «РЖД» (74,8 млрд рублей), Правительства Москвы (10,4 млрд рублей), ОАО «МКЖД» (уставный капитал 26,5 млрд рублей), группы компаний-инвесторов (100,5 млрд рублей)[16]. На развитие железнодорожного сегмента проекта в уставный капитал РЖД Правительством России регулярно направлялись бюджетные ассигнования, очередной транш в ноябре 2015 года составил 5,3 млрд рублей[85].
Для развития территорий, прилегающих к ТПУ, привлекается около 40 млрд руб. частных инвестиций. За это городскими властями предпринимателям передаются территории для застройки. Предполагается построить 200 тыс. м² общественно-деловых зон, 300 тыс. м² гостиниц и апарт-отелей, 250 тыс. м² торговых площадей. Девелоперам будут предложены территории вокруг 11 платформ МКЖД — Владыкино, Ботанический сад, Ярославская, Открытое шоссе, Новохохловская, ЗИЛ, Варшавское шоссе, Сити, Шелепиха, Новопесчаная, Николаевская[46].
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пассажирское движение по МКЖД позволит «создать ещё одно наземное кольцо Московского метрополитена и снизить нагрузку на действующую Кольцевую линию примерно на 15 процентов». Запуск МКЖД поможет, по мнению градоначальника, разгрузить вокзалы Москвы и железнодорожные платформы радиальных направлений. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров оценил провозную способность МКЖД в более чем 400 тысяч пассажиров ежедневно[47].
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в 2012 году назвал идею пассажирского движения по Малому кольцу «симпатичной», но весьма скептически отнёсся к возможности её реализовать. По мнению эксперта, это очень дорогой и сложный проект. В РЖД стоимость проекта без учёта благоустройства территорий оценивают в 236,2 млрд рублей. Блинкин считает, что дешевле будет развивать в столице скоростной трамвай, а также сомневается, что участки Малого кольца, проходящие по промзонам, будут востребованы пассажирами[86].
Ряд экспертов полагает, что в условиях объявленного властями в июле 2011 года расширения границ города, смещения его «центра тяжести» и транспортных векторов на юг, пассажирское Малое кольцо с колоссальными затратами на его реконструкцию в ходе дальнейшей эксплуатации не окупит себя и окажется убыточным, подобно действующему с 2008 года в столице монорельсу[87].
В августе 2012 года в «Российской газете» была опубликована статья о том, что к 2018 году Малое кольцо МЖД может лишиться пассажиров из-за развития метро. Проект организации пассажирских перевозок на Малом кольце может не окупиться из-за строительства Третьего пересадочного контура метро в столице длиной 54—58 км с 28 станциями[88], «поскольку на некоторых участках рельсовые системы фактически дублируют друг друга»[89].
По информации председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, «там не будет удобной пересадки <на станции метро>. Надо выйти на улицу и пройти 100—500 метров, а потом снова зайти на станцию метро. Таких пересадочных узлов, как с одной линии метро на другую, там почти не будет. Исключение — метро „Ленинский проспект“. Там станция МКЖД будет подземная. Относительно близко пересадка будет на „Ботаническом саду“, „Владыкино“, „Черкизовской“ и „Международной“»[90]. От платформы Лужники до метро — около 150 м, от платформ Автозаводская, Войковская (Глебово) до метро — около 700 м[91].
Разочарование экспертов вызвал первоначальный выбор компанией ЦППК подвижного состава для линии, которым оказались модернизированные электропоезда ЭД4М-500. По оценке руководителя экспертного проекта Probok.net Александра Шумского, в техническом плане электропоезда этой серии являются устаревшими, скорость разгона и замедления значительно ниже установленных технических требований для поездов городского метро, в вагонах нет обещанных трёх пар дверей, зато есть неудобные в городском сообщении тамбуры. Серия ЭД4М-500 не соответствует и новому техническому регламенту на пригородные электропоезда, вступающему в силу с сентября 2016 года. После волны критики и переуступки прав перевозчика от ЦППК к РЖД в январе 2016 года было решено использовать на МКЖД поезда «Ласточка»[79][46].
|
|
|
Московское центральное кольцо.