21-10-2023
IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями» — международный стандарт финансовой отчетности, который устанавливает принципы применения информации о характере, величине, распределении во времени и неопределенности выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем, обнародован 28.05.2014 года Советом по МСФО и начинает действовать с 01.01.2018 года[1], введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 21 января 2015 г. N 9н[2].
Выручка является финансовым показателем для оценки предприятия, финансового положения и полученного хозяйственного результата. Однако, требования признания выручки по МСФО и US GAAP различались и нуждались в совершенствовании. В US GAAP имеются концепции широкого признания выручки и многочисленные требования для конкретных отраслей и операций, которые могут привести к различному учету аналогичных операций. МСФО имело меньше требований по признанию выручки, которые раскрывались в двух основных стандартах: МСФО (IAS) 18 «Выручка» и МСФО (IAS) 11 «Договора на строительство», но их было трудно понять и применить. В дополнение, МСФО (IAS) 18 давало ограниченные рекомендации по таким важным темам, как признание выручки для многоэлементных соглашений[3].
Соответственно, Совет по МСФО и FASB[en] инициировали совместный проект, чтобы прояснить принципы признания доходов и разработать общий стандарт МСФО и US GAAP, чтобы[3]:
Проект по выручке в июне 2002 года добавляется в повестку дня на Совете по МСФО, после которого публикуется 19 декабря 2008 года Дискуссионный документ Предварительного мнения по признанию выручки в договорах с покупателями, комментарии по которому принимались до 19 июня 2009 года. На основании полученных комментарий был опубликован 24 июня 2010 года Предварительный проект ED/2010/6 «Выручка по договорам с покупателями», комментарии по самому проекту принимались до 22 октября 2010 года. 14 ноября 2011 года был опубликован повторный Предварительный проект ED/2011/6 «Выручка по договорам с покупателями», комментарии по нему принимались до 13 марта 2012 года. А 28 мая 2014 года выпущен сам стандарт МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» со сроком начала внедрения 01.01.2017 года, однако 11 сентября 2015 года Совет по МСФО откладывает фактическую дату вступления данного стандарта до 01.01.2018 года[3].
Договор — соглашение между двумя или несколькими сторонами, в результате которого создается права и обязательства[4].
Покупатель — сторона, заключившая договор с компанией на получение товаров или услуг, являющихся результатом обычной деятельности компании, в обмен на возмещение.
Выручка — доход, возникающий в ходе обычной деятельности компании.
Доход — увеличение поступлений или улучшения качества активов либо уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала, не связанному с взносами участников капитала.
Выручка признается, когда компания выполняет обязанность к исполнению путем передачи обещанного актива покупателю. Актив передается, когда покупатель получает контроль над активом.
Обязанность к исполнению компания в момент заключения договора определяет выполнение обязательств в течение периода (в определенный момент).
Контроль над активом — способность препятствовать использованию и получению выгод от актива третьих лиц.
Выгоды от актива — поступления денежных средств, которые могут быть получены с помощью:
Цена операции — сумма возмещения, право на которое компания ожидает получить в обмен на передачу активов покупателю, исключая суммы, полученные от имени третьих сторон.
Цена обособленной продажи — это цена, по которой организация продала бы покупателю обещанные товар или услугу в отдельности.
МСФО (IFRS) 15 определяет как и когда будет признан доход, а также представляет пользователям финансовой отчетности более достоверно соответствующую информацию. Стандарт обеспечивает единую, основанную на принципах, пятишаговую модель анализа, которая будет применяться ко всем договорам с покупателями[3].
Стандарт содержит набор принципов для принятия самостоятельных решений, который называется «моделью пятиступенчатого (пятишагового) анализа», где признание выручки предполагает пять шагов (этапов), каждый из которых требует от менеджмента организации вынесения существенного суждения[5]:
Договор с покупателем признается при выполнении всех пунктов, перечисленных ниже[2]:
Договор не признается, если[2]:
Компания, получая возмещение от покупателя, признает его как выручку, если[2]:
Объединение договоров происходит, если[2]:
Компания передает контроль над активом в течение периода, выполняет обязанность к исполнению и признает выручку, если[2]:
Компания выполняет обязанность к исполнению в определенный момент времени, если[2]:
Методы оценки цены продажи актива[2]:
Представляемая скидка распределяется пропорционально на все обязанности к исполнению по договору. Компания распределяет всю переменную сумму (и последующие изменения такой суммы) на обязанность к исполнению или на отличимые товар или услугу, которые являются частью одной обязанности к исполнению. Компания распределяет на обязанности к исполнению в договоре любые последующие изменения цены операции на той же основе, что и в момент заключения договора. Следовательно, компания повторно не распределяет цену операции для отражения изменений цен обособленной продажи после заключения договора. Суммы, распределенные на выполненную обязанность к исполнению, признаются как выручка или как уменьшение выручки в том периоде, в котором произошло изменение цены операции. Целью распределения цены операции является распределение организацией цены операции на каждую обязанность к исполнению в сумме, отображающей величину возмещения, право на которое компания ожидает получить в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю. Для распределения цены операции на каждую обязанность к исполнению на основе относительной цены обособленной продажи компания определяет цену обособленной продажи в момент заключения договора для отличимого товара или услуги, лежащих в основе каждой обязанности к исполнению по договору, и распределяет цену операции пропорционально таким ценам обособленной продажи[2].
Компания признает выручку в течение периода, оценивая степень полноты выполнения обязанности к исполнению, что отображает результат деятельности компании по передаче контроля над активами, обещанными покупателю, применяя один из методов оценки[2]:
Выручка, выполняемая в течение периода, признается только если можно обоснованно оценить степень выполнения обязанности к исполнению, когда имеется достаточная надежная информация оценки степени выполнения. На ранних этапах выполнения договора, когда компания неспособна обоснованно оценить результат выполнения обязанности к исполнению, но при этом ожидает возмещения затрат, понесенных в связи с выполнением обязанности к исполнению, то выручка признается только в объёме понесенных затрат. Когда (или по мере того, как) обязанность к исполнению выполняется, признается в качестве выручки часть цены операции (исключающей оценки переменного возмещения, являющиеся ограниченными), распределяемую на данную обязанность к исполнению[2].
Определяя цену операции, принимается во внимание влияние всех перечисленных ниже факторов[2]:
Если возмещение, обещанное по договору, включает в себя переменную сумму, то оценивается сумма возмещения, право на которое компания получит в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю, при этом используется один из приведенных ниже методов[2]:
Компания признает обязательство в отношении возврата средств, если получает возмещение от покупателя, который ожидает, что компания вернет все или часть данного возмещения. Обязательство в отношении возврата средств оценивается по сумме возмещения, право на которое компания не ожидает получить (то есть суммы, не включенные в цену операции) и корректируется в конце каждого отчетного периода с учетом изменения обстоятельств.
Факторы, которые могут увеличить вероятность уменьшения выручки[2]:
Договор содержит значительный компонент финансирования, когда сроки выплат предоставляют покупателю или компании значительную выгоду от финансирования передачи товаров или услуг покупателю. Таким образом обещанная сумма возмещения корректируется с учетом влияния временной стоимости денег так, если бы покупатель платил за такие товары или услуги денежными средствами, когда (или по мере того, как) они переходят к покупателю (то есть «денежная» цена продажи). Компания представляет влияние финансирования (процентная выручка или процентные расходы) в отчете о совокупном доходе отдельно от выручки по договорам с покупателями. Процентная выручка или процентные расходы признаются только в той степени, в которой при учете договора с покупателем признаются актив по договору (или дебиторская задолженность) или обязательство по договору.
По договорам, по которым покупатель обещает возмещение в форме, отличной от денежных средств, оценивается неденежное возмещение (или обещание неденежного возмещения) по справедливой стоимости.
Возмещение, подлежащее уплате покупателю, и включающая суммы денежных средств, которые компания выплачивает или ожидает выплатить покупателю, или кредит или другие статьи, которые могут быть зачтены против сумм, причитающихся компании, учитывается как уменьшение цены операции и, следовательно, выручки когда (или по мере того, как) происходит более позднее из двух событий:
Международные стандарты финансовой отчётности | |
---|---|
IFRS 1 · IFRS 2 · IFRS 3 · IFRS 4 · IFRS 5 · IFRS 6 · IFRS 7 · IFRS 8 · IFRS 9 · IFRS 10 · IFRS 11 · IFRS 12 · IFRS 13 · IFRS 14 · IFRS 15 · IAS 1 · IAS 2 · IAS 7 · IAS 8 · IAS 10 · IAS 12 · IAS 16 · IAS 17 · IAS 19 · IAS 20 · IAS 21 · IAS 23 · IAS 24 · IAS 26 · IAS 27 · IAS 28 · IAS 29 · IAS 32 · IAS 33 · IAS 34 · IAS 36 · IAS 37 · IAS 38 · IAS 39 · IAS 40 · IAS 41 · МСФО для МСП · Концептуальные основы |