18-08-2023
«Наутилус» (SSN-571) | ||
---|---|---|
USS Nautilus (SSN-571) | ||
|
||
|
||
«Наутилус» на испытаниях | ||
История корабля | ||
Государство флага | США (до 1976) США (после 1976) |
|
Спуск на воду | 21 января 1954 года | |
Выведен из состава флота | 3 марта 1980 года | |
Современный статус | корабль-музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Классификация НАТО | Nautilus | |
Скорость (надводная) | 20 узлов | |
Скорость (подводная) | 23 узлов | |
Экипаж | 11 офицеров, 100 матросов | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 4157 т | |
Водоизмещение подводное | 4222 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 97 м | |
Ширина корпуса наиб. | 8,2 м | |
Силовая установка | ||
двухвальная, ядерный реактор S2W, турбины. Тепловая мощность — 9860 кВт, мощность на валу - 13 400 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды | |
Изображения на Викискладе |
USS Nautilus (SSN-571) — первая в мире атомная подводная лодка, спущена на воду в США в 1954 году.
Содержание |
Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой. От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических. При водоизмещении Наутилуса около 4000 т двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала мощность 13 800 л.с. и скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов 235U в месяц . Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов и выносливости личного состава.
Однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 т).
Однореакторная, двухвальная. Реактор марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн», мощностью 9860 кВт. К.П.Д. энергетической установки достигал 16%. Корпус реактора весил около 35 тонн, имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем. Высота реактора 3 м, диаметр 2,7 м. Корпус реактора крепился в вертикальном положении на основании цистерны водяной защиты которая, в свою очередь крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 метров, а диаметр 4,6 метра. Активная зона реактора цилиндрической формы диаметром около 1 метра. Общий вес загрузки реактора около 100 кг.
Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования на лодке имелись два дизель-генератора, а также устройство типа «шноркель».
По этому параметру лодка была крайне неудачной. Работающие турбины создавали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла.[1] Лодка становилась глухой, к тому же такая шумность демаскировала её. В серию она не пошла, а негативный опыт был учтён при разработке последующих проектов.
3 августа 1958, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса, став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.
Ленинский комсомол (подводная лодка)
Атомные подводные лодки ВМС США | ||
---|---|---|
Многоцелевые (SSN) | Nautilus | «Seawolf» | «Skate» | «Triton» | «Halibut» | «Skipjack» | «Tullibee» | «Thresher/Permit» | «Sturgeon» | «Glenard P. Lipscomb» | «Los Angeles» | «Seawolf-II» | «Virginia» | |
Стратегические (SSBN) | «Джордж Вашингтон» | «Этен Аллен» | «Лафайет» | «Джеймс Мэдисон» | «Бенджамин Франклин» | «Огайо» | |
С крылатыми ракетами (SSGN) | USS Halibut (SSN-587) | «Огайо» | |
Исследовательская | Nuclear Research 1 (NR-1) официально в состав ВМС не входила, бортового номера не имела |
USS Nautilus (SSN-571).