09-09-2023
Williams FW14/FW14B | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Категория | Формула-1 | ||||||||
Разработчик | Williams | ||||||||
Конструктор | Патрик Хэд (Технический директор) Эдриан Ньюи (Главный дизайнер) |
||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Монокок из углепластика | ||||||||
Подвеска (передняя) | Гидропневматическая активная подвеска с пружинами и амортизаторами внутри кузова | ||||||||
Подвеска (задняя) | аналогично передней | ||||||||
Колёсная база | 2 817 мм. | ||||||||
Двигатель | Renault RS3, RS3C, RS4 (FW14B), 3.5 л., V10 атмосферный среднерасположенный | ||||||||
Трансмиссия | Williams/XTrac 6 скоростей + задняя передача, поперечного расположения, полуавтоматическая, антипробуксовочная система | ||||||||
Вес | сухой вес 510 кг. | ||||||||
Топливо | Elf | ||||||||
Шины | Goodyear Диски: SEP/AP |
||||||||
История выступлений | |||||||||
Команды | Canon Williams Team | ||||||||
Пилоты | 5. Найджел Мэнселл 6. Риккардо Патрезе |
||||||||
Дебют | Гран-при США 1991 года | ||||||||
|
|||||||||
Кубок Конструкторов | 2 место в 1991, 1 место в 1992 |
||||||||
Личный зачёт | Мэнселл: 2-е в 1991, чемпион в 1991 Патрезе: 3-е в 1991, 2-е в 1991 |
||||||||
Если не указано иное, все данные относятся |
Williams FW14 — гоночный автомобиль команды Canon Williams Team, участвовавший в Чемпионате мира Формулы-1 сезона 1991 года. Модифицированная версия, получившая индекс FW14B, принимала участие в сезоне 1992 года.
Содержание |
К сезону 1991 года перешедший в Williams из Leyton House Эдриан Ньюи и главный конструктор Патрик Хэд разработали совершенно новый автомобиль FW14, в отличие от своих прямых конкурентов, McLaren и Ferrari (последние подготовили модифицированные версии предыдущих моделей). В Williams приняли решение использовать в конструкции приподнятую носовую часть, но переднее крыло осталось прямым, с небольшим изгибом в месте его крепления. На максимальной скорости автомобиль генерировал прижимную силу в 1.7 тонн, половина которой приходилась на переднее и заднее антикрыло, а оставшая часть производилась за счет диффузора в задней части днища. Максимально зарегистрированное поперечное ускорение - 4g. За рулем FW14 в 1991 году Найджел Мэнселл выиграл пять гонок, а его напарник, Риккардо Патрезе, еще две.
Несмотря на 7 побед в сезоне, команда уступила McLaren первое место в Кубке конструкторов, а Мэнселл - чемпионский титул Айртону Сенне. Сказались проблемы с надёжностью в начале сезона, хотя FW14 была самой быстрой машиной в пелетоне.
На следующий год появилась модернизированная версия FW14B. Williams FW14B имела эффективную аэродинамику: по бокам переднего крыла FW14B применялись удлиненные дефлекторы; направляя воздушный поток мимо передних колес, они уменьшали тем самым сопротивление при движении на высоких скоростях. Передняя часть машины была приподнята, за счет этого в область днища поступало больше воздуха и производилась дополнительная прижимная сила. В 1992 году в Williams использовали полуавтоматические коробки передач. Применение в конструкции FW14B коробок передач такого типа косвенно способствовало улучшению аэродинамики монокока: благодаря расположению переключателей на рулевом колесе освободилось место традиционно располагавшегося на полу рычага переключения передач.
Williams стала единственной командой чемпионата, использовавшей во всех Гран-при сезона управляемую с помощью электроники активную подвеску, устройство, обеспечивавшее постоянство расстояния между полотном гоночной трассы и днищем автомобиля. Конкуренты не смогли успешно реализовать такое техническое решение, Ferrari использовала активную подвеску только на двух завершающих сезон Гран-при, а в McLaren - только во время тренировок, предваряющих Гран-при Италии. Кроме того, Williams оснастила FW14 электронной антипробуксовочной системой, позволявшей более эффективно стартовать и ускоряться на выходе из медленных поворотов.
До середины сезона на FW14B устанавливали двигатель Renault RS3B V10, после Гран-при Венгрии в Williams стали использовать модернизированную версию, Renault RS4. Десятицилиндровый двигатель Renault RS4 имел уменьшенный с 72° до 67° угол развала и, по сравнению предыдущей версией мотора, раскручивался на 1000 об/мин больше.
Этот автомобиль позволил Мэнселлу стать Чемпионом мира, а команде завоевать Кубок конструкторов с большим преимуществом.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Сезон | Шасси | Двигатель | Ш | # | Пилоты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | Williams FW14 |
Renault RS3 V10 3.5 |
G | СОЕ |
БРА |
САН |
МОН |
КАН |
МЕК |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
2 | 125 | ||
5 | Мэнселл | Сход | Сход | Сход | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Сход | 1 | ДСК | 1 | Сход | 2 | ||||||
6 | Патрезе | Сход | 2 | Сход | Сход | 3 | 1 | 5 | Сход | 2 | 3 | 5 | Сход | 1 | 3 | 3 | 5 | ||||||
1992 | Williams FW14B |
Renault RS3C (RS4) V10 3.5 |
G | ЮЖН |
МЕК |
БРА |
ИСП |
САН |
МОН |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЯПО |
АВС |
1 | 164 | ||
5 | Мэнселл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Сход | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | Сход | 1 | Сход | Сход | ||||||
6 | Патрезе | 2 | 2 | 2 | Сход | 2 | 3 | Сход | 2 | 2 | 8 | Сход | 3 | 5 | Сход | 1 | Сход |
Это заготовка статьи о Формуле-1. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Награды и достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Jordan 191 |
Autosport Гоночный автомобиль года 1992 |
Преемник: Williams FW15C |
Williams | |
---|---|
Действующий персонал: Фрэнк Уильямс | Тото Вольфф | Майк Кохлен Тест-пилоты: Вальттери Боттас | Сьюзи Вольф |
Williams FW14.