19-10-2023
Микулин АМ-35 | |
Производитель: | Микулин |
---|---|
Технические характеристики | |
Объём: | 46.66 л |
Мощность: | 993 кВ (1,350 л.с.) при 2,050 оборотах в минуту |
Ход поршня: | 190/196,7 мм |
Количество цилиндров: | 12 |
Диаметр цилиндров: | 160 мм |
Компрессор: | двух скоростной центробежный с теплообменником М-100 |
Тип топлива: | бензин 4Б-78 |
Система охлаждения: | водяная |
Размеры | |
Ширина: | 866 мм |
Высота: | 1082 мм |
Сухой вес: | 830 кг |
Микулин АМ-35 — советский поршневой авиационный двигатель.
Основанный на АМ-34ФРН, АМ-35 начал выпускаться в 1940 году и использовался на истребителях МиГ-1 и МиГ-3 во время Второй мировой войны, так же ограниченно и на тяжёлом бомбардировщике Пе-8.
Двигатель был очень похож на АМ-38Ф для штурмовика Ил-2 и строился там же (в Куйбышеве, до конца 1941 года). Поскольку Ил-2 был к тому моменту наиболее требуемым для ВВС самолетом, а МиГ- 3 наоборот, не оправдал ожиданий, А. А. Микулин был вынужден заняться улучшением и выпуском АМ-38Ф, останавливая таким образом дальнейшую разработку АМ-35.
Содержание |
АМ-35 являлся модификацией АМ-34ФРН с номинальной мощностью 1200 л. с. на границе высотности (4500 метров) и 1130 л. с. у земли. Повышение характеристик двигателя было достигнуто за счет установки:
Сухой вес мотора составлял 785 кг.
Двигатель АМ-35 устанавливался на опытном штурмовике Ильюшина БШ-2 — прототипе знаменитого Ил-2. Однако АМ-35 не прошел 100-часовые государственные испытания в феврале 1939 года и в серию не пошел.
Главный дефект мотора заключался в появлении трещины на задней стенке капюшона верхнего картера. В этой связи в конструкцию верхней части корпуса мотора были внесены изменения и с ними мотор в марте 1939 года прошел заводские испытания, а в апреле предъявлен на повторные государственные испытания, которые прошел удовлетворительно.
В заключении акта Государственной комиссии указывалось, что:
«…Мотор госиспытания прошел удовлетворительно. …Номинальная мощность, высотность, удельные расходы топлива и масла соответствуют требуемым. …Мотор АМ-35 имеет оригинальную конструкцию нагнетателя, снабженного лопатками Стечкина-Поликовского, который повышает эффективную мощность мотора у земли на 90-100 л. с. и на промежуточных высотах до расчетной на 7-8 %. Необходимо опыт работы завода № 24 передать на другие заводы и в первую очередь на завод № 26. …В сроки, согласованные с заводом, устранить дефекты обнаруженные во время испытаний: а) разрушение крыльчатки водяной помпы; б) наклеп на шлицах барабана и шестерни вала редуктора; в) не отработан малый газ (большой расход топлива). …Проработать вопрос возможности установки АМ-35 на самолет ДБ-3. …Изготовить в течение 1939 года моторов АМ-35-300 шт. …Срок службы до 1-й переборки установить в 100 час. …15. 06. 1939 года изготовить 5 моторов АМ-35 и предъявить для летных испытаний на самолете БШ-2…»
Одновременно, для получения большой мощности и высотности А. А. Микулин разработал модификацию двигателя АМ-35А, на которой применил нагнетатель с весьма высоким наддувом (1040 мм рт. ст.). В течение всего 1940 года производилась доводка мотора АМ-35А. Двигатель был установлен на опытный бронированный штурмовик БШ-2 конструкции С. В. Ильюшина и удовлетворительно прошел государственные испытания на стенде.
Госкомиссия в акте от 23 ноября 1940 года установила срок службы мотора до первой переборки в 100 часов.
В конце 1940 года двигатели АМ-35А установили на опытный бомбардировщик ДБ-240 конструкции В. Г. Ермолаева. Хотя АМ-35А и был значительно тяжелее М-105 (на 230 кг) и имел больший удельный расход топлива (285—315 г/л.с. х ч против 270—288 г/л.с. х ч у М-105), однако прирост мощности был решающим при выборе. Позднее более перспективным сочли вариант этой машины с двигателями АМ-37.
Моторы АМ-35А устанавливались также на опытные истребители И-200 (МиГ-1 и МиГ-3). Большая высотность мотора АМ-35А позволила опытному самолету И-200 достичь скорости полета 656 км/ч на высоте 7000 м. В последующем серийные самолеты МиГ-3 на этой высоте обладали максимальной скоростью более 610 км/час, легко обгоняя истребители других типов, причем как отечественные, так и зарубежные. На расчетной высоте АМ-35А имел номинальную мощность 1200 л.с., а максимальная мощность в течение 20 минут на высоте 4750 м составляла 1400 л.с. Этот результат был выдающимся для 1940 года.
В конце 1940 года двигатель АМ-35А был запущен в серию, однако тут же, программа выпуска АМ-35А на заводе № 24 приказом А. И. Шахурина № 785 от 30 декабря 1940 года была сокращена на 2000 штук. В связи с этим, ни один из двигателей так и не был установлен на Ил-2. Тем не менее, с весны 1941 года стали оснащаться двигателями АМ-35А серийные бомбардировщики ТБ-7.
Весной 1941 года у мотора АМ-35А выявился серьезный дефект. В строевых частях произошло несколько катастроф. На поиск способов устранения отказа ушел месяц. В течение этого времени были запрещены полеты самолетов МиГ-3, ТБ-7 с АМ-35А, а также опытных машин. Вскоре моторы оборудовали новым механическим устройством управлением лопатками.
В ходе серийного выпуска мотора АМ-35А решался вопрос о выборе наиболее рациональной степени редукции мотора. В результате испытаний, проведенных в ЛИИ, оказалось, что более целесообразным для И-200 оказалось передаточное число 0,732. На самолетах именно с такими моторами (и редукторами) достигалась максимальная скорость полета.
Серийное производство мотора АМ-35А было прекращено в конце 1941 года В качестве основной причины выдвигалось снятие с производства основного потребителя — самолета МиГ-3 и необходимость расширения выпуска моторов АМ-38.
Двигатель АМ-35 представлен в экспозициях следующих музеев:
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
АМ-35А.