07-07-2023
Первый (сверху) и второй опытный образцы полугусеничного автомобиля ЗИС-153 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗИС-153 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | полугусеничный транспортёр-тягач[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | переднемоторная, заднеприводная переднемоторная, полноприводная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 1—2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ЗИС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы разработки | 1946—1948[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1948 (первый экземпляр) 1951—1952 (второй экземпляр)[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1948—1953[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 92 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | ~55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | полугусеничная ходовая часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | на листовых полуэллиптических рессорах (передний мост) индивидуальная торсионная (гусеничный движитель) |
ЗИС-153 — опытный советский полугусеничный автомобиль повышенной проходимости, созданный во второй половине 1940-х годов на базе полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151 с использованием узлов и агрегатов от полугусеничных вездеходов Sd Kfz 11 и ЗИС-42 и планировавшийся для использования в качестве многофункционального транспортёра, артиллерийского тягача и базового шасси для бронетранспортёров. Серийно не производился, было создано два опытных образца машины, имевших ряд существенных конструктивных различий[1].
Содержание |
Работы над полугусеничным транспортёром-тягачом на базе бортового шасси трёхосного полноприводного автомобиля ЗИС-151, получившим обозначение ЗИС-153, были начаты на московском Заводе имени Сталина вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В период работ над машиной предполагалось её использование в качестве транспортёра в условиях крайнего бездорожья, артиллерийского тягача и базового шасси для постройки бронетранспортёров, параллельно с колёсными БТР-152[1][2][3].
Первый опытный образец автомобиля был разработан и построен в 1946—1948 годах по инициативе главного конструктора ЗИС Б. М. Фиттермана, и в том же году поступил на испытания[1] в КБ Научно-исследовательского испытательного полигона Автотракторного управления вооруженных сил (будущего НИИ-21) в подмосковных Бронницах[4]. Это было пробное короткобазное шасси с кабиной от «Студебеккера»[1] и стандартными гусеничными тележками от немецкого трёхтонного тягача Sd Kfz 11[4] с шахматным расположением катков, на траки которого были установлены резиновые башмаки от ЗИС-42. Первоначально машина имела неведущий передний мост, однако уже к 1949 году в процессе доводки он был заменён на ведущий[1][2].
В 1951—1952 годах был построен второй опытный образец машины, получивший кабину от серийного ЗИС-151 и гусеничный движитель оригинальной конструкции с традиционным расположением пяти обрезиненных опорных катков[1]. По некоторым данным, в 1953 году на его базе был построен опытный бронетранспортёр с двигателем мощностью 180 л. с. и броневым корпусом, позволявшим перевозить 16 человек десанта, с толщиной лобовой брони 13 мм; масса бронетранспортёра составляла 10 т, вооружение должно было состоять из одного 7,62-мм пулемёта[1].
Испытания ЗИС-153 продемонстрировали, что его грузоподъёмность, энерговооружённость, максимальная скорость и подвижность в условиях бездорожья достаточно высоки и хорошо подходят для использования машины в качестве базы для БТР, наравне с ЗИС-151[2] — однако полугусеничная машина так и не была запущена в серийное производство, и уже к середине 1950-х все работы по ней были свёрнуты[1][4][5].
Закрытию проекта послужили две основные причины[2].
В итоге победила точка зрения «колёсников»[2] о моральной устарелости и бесперспективности полугусеничных движителей, более сложных в производстве и эксплуатации по сравнению с полноприводными колёсными движителями и при этом лишь незначительно выигрывающих по проходимости, начавшая преобладать к тому времени и в остальном в мире — и подавляющее большинство советских разработок в данном направлении были прекращены в силу признания их тупиковыми[1][2].
ЗИС-153 был создан на базе шасси полноприводного трёхосного автомобиля ЗИС-151 и отдельных узлов и агрегатов немецкого полугусеничного артиллерийского тягача Sd Kfz 11[4] и имел переднемоторную, полноприводную (первоначально — переднемоторную, заднеприводную) капотную компоновку. На первый опытный образец машины была установлена кабина от американского грузовика «Студебеккер», второй был оснащён уже серийной металлической кабиной ЗИС-151; оба экземпляра машины были оборудованы стандартной деревянной бортовой платформой[1].
В качестве двигателя на машине был использован стандартный карбюраторный ЗИС-121 мощностью 92 л. с., устанавливавшийся и на ЗИС-151. Трансмиссия машины — механическая.
Ходовая часть машины — полугусеничная, состоявшая из переднего поворотного автомобильного моста (первоначально неведущего, но вскоре заменённого на стандартный ведущий мост от ЗИС-151)[1][2].
Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял:
Гусеничная лента — от Sd Kfz 11, металлическая, с шарнирами траков на игольчатых подшипниках. На траках были установлены резиновые башмаки, идентичные применявшимся на гусеницах ЗИС-42[1][2][4].
Подвеска гусеничного движителя — индивидуальная торсионная[4], переднего моста — на продольных полуэллиптических листовых рессорах, идентичная применённой на базовой машине.
Евгений Кочнев, журналист, специалист по истории автомобильной техники, даёт в своей книге «Автомобили Советской Армии. 1946—1991» 2011 года издания следующую оценку машине:
Во второй половине 1940-х годов на Московском автозаводе вновь решили вспомнить собственные довоенные разработки полугусеничных автомобилей, привнеся в них конструктивные достоинства немецких полугусеничных транспортеров-тягачей прошедшей войны. Так появились собственные опытные машины ЗИС-153 на серийных бортовых шасси ЗИС-151 и их первых прототипах, заранее обреченные на неудачу. Считается, что все эти работы проводились просто по инерции с целью доказательства возможностей советской научной мысли в сфере создания совершенной отечественной автотехники для буксировки тяжелых орудий, хотя уже на тот момент все подобные машины во всем мире признали устаревшими и архаичными.
С появлением достаточно эффективных колесных полноприводных тягачей и бронетранспортеров дальнейшая разработка тупиковой полугусеничной идеи была прекращена. Так наконец-то в СССР была завершена долгая и в целом неудавшаяся эпопея создания отечественных полугусеничных машин.
ЗИС-153.