12-05-2023
РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации |
|
Тип: | турбореактивный |
Страна: | СССР |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1955 по настоящее время |
Применение: | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе: | АМ-5 |
Производство: | |
Конструктор: | А. А. Микулин |
Год создания: | 1952 |
Производитель: | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП "Мотор") Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства: | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Массогабаритные характеристики |
|
Сухая масса: | в зависимости от модификации 695 - 725 кг |
Длина: | 5560 мм |
Высота: | 950 мм |
Диаметр: | 670 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская: | 2150 кгс |
Тяга на форсаже: | 3750-3800 кгс |
Компрессор: | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина: | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины: | 860 °C |
Камера сгорания: | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления: | 7,14 - 7,6 |
Расход воздуха: | 43,8 кг/сек |
Удельный расход топлива: | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга: | 5,1:1 кгс/кг |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952-55 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/сек, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
РД-9.