10-08-2023
Автомобильная промышленность — крупная отрасль машиностроения, промышленности и экономики Украины по разработке и производству всех видов автотранспортных средств и городского электротранспорта. В этой отрасли занято значительное число населения страны и она составляет до 15% от всего производства украинского машиноcтроения. Ежегодное производство составляло до более 200 тысяч в год в УССР (2-е место в СССР после РСФСР и условно 12-е место в Европе) и до более 400 тысяч в постсоветской независимой Украине (2-е место на постсоветском пространстве после автопрома России и 11-е место в Европе среди стран производящих автотранспортные средства), но в последние годы резко упало до считанных тысяч в год (4-е место в СНГ и 21-ое в Европе)[1]. Украина является членом Международной организации производителей автотранспорта (OICA).
В УССР существовало 4 крупнейших автомобилестроительных предприятия: Запорожский (ЗАЗ) и Луцкий (ЛуАЗ) автозаводы легковых автомобилей, Кременчугский (КрАЗ) автозавод грузовых автомобилей и Львовский (ЛАЗ) автозавод автобусов. Промышленная политика СССР предусматривала специализацию по производству разных типов и классов автомобилей по союзным республикам и странам социалистического лагеря. УССР отводилась роль единственного производителя микролитражных легковых автомобилей (ЗАЗ) и джипов (ЛуАЗ), трёхосных капотных большегрузных грузовиков (КрАЗ) и автобусов среднего класса (ЛАЗ). При этом была очень развита производственная кооперация с получением большой доли комплектующих в основном из РСФСР. Всё это привело к тому, что после распада СССР автопроизводство в Украине (в т.ч. на всех автозаводах) упало в разы (с более 200 тыс. в конце 1980-х гг. до около 7 тыс. в конце 1990-х гг.).
В постсоветской независимой Украине на рубеже 1990-х и 2000-х гг. на ЗАЗе стало было разворачиваться крупное и ориентированное в т.ч. и на экспорт производство легковых автомобилей корейского концерна Daewoo, которое, однако, было свёрнуто из-за банкротства концерна, а также появились новые автостроительные и автосборочные производства: разных автобусов и легковых автомобилей в Черкасах и Луцке ("Богдан"); лёгких грузовиков, микроавтобусов и легковых автомобилей в Кременчуге; лёгких грузовиков и микроавтобусов в Симферополе, Лубнах (сборка российских "Газелей"); средних грузовиков и разных автобусов в Борисполе; разных автобусов в Чернигове и Харькове; легковых автомобилей в Ильичёвске, ныне Черноморске (сборка российской "Волги"), Ужгороде (сборка чешской "Шкоды" и немецкой "Ауди"), а также троллейбусов (после долгого перерыва) и трамваев (впервые в стране). Ряд автомобилестроительных предприятий стали частично или полностью принадлежать российским и другим иностранным автоконцернам и инвесторам и получили технологическое переоснащение. В период больших объёмов производства значительная часть выпуска экспортировалась (из них 95% шло в Россию)[2].
Обеспеченность населения Украины автомобилями составляет около 200 машин на 1000 жителей, что значительно меньше чем в России и вдвое меньше чем даже в некоторых восточно-европейских странах. Ввиду загрузки имеющихся автомобилестроительных предприятий на считанные проценты от проектных мощностей и размеров более чем 40-миллионной страны, даже с учётом ежегодного импорта около 200 тысяч машин (большей частью подержанных из Европы), сбыт и производство автомобилей недостаточны и имеют значительные перспективы роста, которые, однако, сдерживаются невысокой покупательной способностью населения.
Планы развития автомобилестроения по концепции государственной промышленной политики Украины в середине 2000-х гг. предполагали достижение к 2015 году производства в больших объёмах легковых автомобилей (500 тыс. в год), грузовиков (45 тыс. в год) и автобусов (20 тыс. в год)[3], а ныне предусматривают возобновление массового производства легковых автомобилей (до 120 тыс. в год), грузовиков (до 20 тыс. в год) и автобусов (до 5 тыс. в год). Украинское правительство планирует и предпринимает усилия к привлечению инвестиций для ЗАЗа, ЛуАЗа и ЛАЗа, что ранее уже сделало возможным увеличение автопроизводства в разы после развала при распаде СССР (с около 7 тыс. в конце 1990-х гг. до более 400 тысяч в конце 2000-х гг.). Например, ранее было выделено из бюджета на ЗАЗ 1,17 млрд. гривен, а всего на стимулирование автомобильного производства и рынка - 4 млрд. 971 млн. гривен.
В настоящее время отрасль включает 6 крупнейших (ЗАЗ, Еврокар, КрАЗ, ЛАЗ, Богдан-ЛуАЗ, Богдан-Черкассы) и несколько других автомобилестроительных предприятий, а также более 80 предприятий-поставщиков комплектующих.
В УССР автозавод микролитражных легковых автомобилей ЗАЗ последовательно выпускал модели семейств ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 "Запорожец" (только седаны) и ЗАЗ-1102 "Таврия" (седаны, универсалы, хэтчбеки, пикапы), а его проектная мощность с основным производством в Запорожье долгое время составляла 150 тыс. машин в год и была увеличена для их производства также в Мелитополе (где ранее делались только двигатели) незадолго до конца СССР, когда был достигнут максимум в 160 тыс. в год (1985). В постсоветское время благодаря инвестициям и оснащению корейским концернрм Daewoo мощности и производство вошедших в корпорацию Укравто заводов были ещё более увеличены - до 350 тыс. в год, а заводы стали производить на базе корейских Daewoo, американских Chevrolet, китайских Chery моделей разнообразные легковые автомобили ZAZ Lanos, ZAZ Sens, ZAZ Chance, ZAZ Vida, ZAZ Forza, пикапы на базе некоторых из них и даже автобусы малого ZAZ A07A "I-Ван" и среднего ZAZ A07, ZAZ A10 класса.
Автосборочный завод "Еврокар" в приграничном индустриальном парке Соломоново около Ужгорода создан с нуля в постсоветское время, имеет производственные мощности для выпуска до 80 тыс. машин в год и фактически производит по SKD- и MKD- сборке до 10 тысяч ежегодно различные легковые автомобили и джипы Škoda, Audi, SEAT (в большей мере Škoda Rapid, Octavia, Fabia, Superb, Yeti).
В УССР Луцкий автозавод ЛуАЗ микролитражных джипов ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-1302 "Волынь" и микролитражных плавающих автоамфибий ЛуАЗ-967, ЛуАЗ-1901 к концу СССР также стал в небольших количествах делать на базе джипов микрогрузовики и микроавтобусы повышенной проходимости. В постсоветское время ЛуАЗ вошёл в корпорацию "Богдан" и помимо собственных малых джипов стал собирать разные модели российских малолитражных легковых автомобилей (ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104) и джипов (УАЗ-3160, ВАЗ-21213), а также лёгкие грузовики Hyundai HD65/HD72, автобусы малого класса Богдан А092 и троллейбусы Богдан. Проектная мощность завода - 17 тыс. в год, на практике производилось около 10 тыс., хотя проектный максимум достигнут был (1990).
Троллейбус Богдан E231
Троллейбус Богдан Т501
Троллейбус Богдан Т701
Троллейбус Богдан Т901
В УССР Кременчугский завод КрАЗ традиционно выпускал трёхосные капотные большегрузные грузовики, самосвалы и шасси, в т.ч. повышенной проходимости и только с конца существования СССР и далее в постсоветское время диверсифицировал производство, освоив производство в меньших количествах менее размерных двухосных и бескапотных моделей, седельных тягачей и других грузовиков, а также бронеавтомобилей разных классов. Его проектная мощность - 35 тыс. в год, максимум выпуска доходил до 31 тыс. (1986).
В УССР Львовский автозавод ЛАЗ был крупнейшим производителем автобусов в СССР и Европе, специализируясь на городских автобусах среднего класса ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202 и выпуская также в небольших количествах междугородние и туристические большие ЛАЗ-699 и средние ЛАЗ-697 автобусы. В постсоветское время также был освоен выпуск городских (в том числе низкопольных), междугородних и туристических автобусов большого ЛАЗ-5252, ЛАЗ-5207 «Лайнер», ЛАЗ-5208, CityLAZ-12, NeoLAZ-12 и особо большого ЛАЗ-6205, ЛАЗ-6206, CityLAZ-20 классов и аэропортовских автобусов AeroLAZ, а также унифицированных с автобусами троллейбусов ЛАЗ-52522, ElectroLAZ-12, ElectroLAZ-20. Проектная мощность — 16 тыс. в год — почти соответствовала реальному производству в советское время и максимуму (15 тыс. в 1988).
Троллейбус ЛАЗ-52522
Троллейбус ElectroLAZ-12
Троллейбус ElectroLAZ-20
Автозавод корпорации "Богдан" в Черкасах появился в постсоветское время на базе авторемонтного завода и начал выпускать сначала автобусы малого класса Богдан А092 (по японской лицензии Isuzu), Богдан А201, а затем автобусы большого класса Богдан А144, российские малолитражные легковые автомобили ВАЗ-2110 и корейские легковые автомобили и джипы Hyundai Santa Fe, Matrix, Accent, Tucson, Sonata, Elantra.
Кременчугский автосборочный завод преобразован из авторемонтного цеха опытно-экспериментального механического завода и в постсоветское время совместно с российским ГАЗом начал выпускать до 6 тыс. в год сначала лёгкие грузовики и микроавтобусы "Газели" и "Соболь", а затем легковые автомобили ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110 "Волга", джипы УАЗы, легковые автомобили семейства ВАЗ-2110, корейские джипы SsangYong Rexton, Korando, Kyron, Actyon, китайские лёгкие грузовики FAW, легковые автомобили, джипы и лёгкие грузовики Geely, джипы Great Wall, но, произведя более 50 тыс. машин, обанкротился и закрылся в 2014 г.
Автосборочный завод Випос в Херсоне в 2000-е гг. производил крайне ограниченную сборку легковых автомобилей Audi, обанкротился и закрылся.
Бориспольский автозавод был создан в постсоветское время в составе корпорации "Эталон" и сначала собирал легковые и грузовые автомобили российского ГАЗа, а затем начал мелкосерийное производство по лицензии индийских компаний Tata Motors и Ashok Leyland средних грузовиков "Подорожник" БАЗ Т713, БАЗ Т1116, БАЗ Т1618, созданных на их базе автобусов малого БАЗ А079 "Эталон"/"Пролески", БАЗ А081 "Волошка"/"Троянда", большого БАЗ А111 "Ромашка", БАЗ А148 "Соняшник" классов и единичные другие модели автобусов, а также разрабатывал автобусы для Черниговского автозавода.
Черниговский автозавод был создан в постсоветское время в составе корпорации "Эталон" на базе завода автозапчастей (филиала российского ГАЗа) и мелкосерийно выпускает микроавтобусы БАЗ 2215 "Дельфин", автобусы малого БАЗ-А079 "Эталон", ЧАЗ А074 "Чернобривец", среднего ЧАЗ А083 "Мак", БАЗ А081 "Волошка", БАЗ А142, большого БАЗ А148 "Соняшник" классов и троллейбусы ЧАЗ Т12110 "«Барвинок", БКМ-321 (белорусские).
Днепровский автобусный завод в Каменском (ранее Днепродзержинск) создан в постсоветское время на базе авторемонтного завода, входит в концерн ЛАЗ и освоил производство мелкими сериями автобусов ДАЗ-3220 "Дніпро", ЛАЗ-695Н, CityLAZ-12, а также машин скорой помощи на базе французского минифургона Renault Master.
Часовоярский ремонтный завод ещё в конце СССР начал мелкосерийный выпуск малых автобусов ТС-3966. В постсоветское время завод начал мелкосерийное производство на базе российского ГАЗ-3302 микроавтобусов СПВ-15, СПВ-17 и микрофургонов, а также машин скорой помощи и других спецавтомобилей на их базе. Затем на базе шасси удлинённого ГАЗ-3302 и Ford Transit стали производиться несколько моделей малых автобусов Рута.
Харьковский автомобильный ремонтный завод при СССР ремонтировал и модернизировал военную гусеничную технику и трактора, а в постсоветское время некоторое время производил мелкими партиями автобусы большого класса ХАРЗ-5259, Скиф-5204, ТУР А-061, а затем вновь сосредоточился на ремонте военной и гражданской автомобильной и тракторной техники.
Известный ранее производством ракет и космических двигателей машиностроительный концерн Южмаш в Днепре (ранее Днепропетровск) в постсоветское время также освоил мелкосерийный выпуск автобусов А186, троллейбусов ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т103, ЮМЗ-Т2, ЮМЗ Е186 и трамваев.
Предприятия "Электронтранс" и "Электронмаш" созданного в постсоветское время на базе бывшего Львовского телевизионного завода концерна "Электрон" среди прочей электроприборной и машиностроительной продукции выпускают в небольших количествах автобусы, электробусы, троллейбусы, трамваи и малые специальные коммунальные грузовики.
Электробус Электрон Е19
Троллейбус Электрон Т19
Трамвай Электрон T5L64
Электрон ЕМ-С320.12
НПО "Практика" в Киеве в постсоветское время производит мелкими сериями лёгкие бронеавтомобили "Казак".
год | легковые автомобили |
автобусы | грузовые автомобили |
всего |
---|---|---|---|---|
1990 | 196 | |||
1991 | 193 | |||
1992 | 177 | |||
1993 | 172 | |||
1994 | 109 | |||
1995 | 67,4 | |||
1996 | 12,1 | |||
1997 | 7,1 | |||
1998 | 33,0 | |||
1999 | 19,5 | |||
2000 | 31,9 | |||
2001 | 35,4 | |||
2002 | 48,1 | |||
2003 | 98,3 | 2,6 | 4,7 | 105,6 |
2004 | 174 | 2,6 | 10,9 | 187,5 |
2005 | 192 | 4,7 | 14,0 | 210,7 |
2006 | 267 | 7,7 | 12,1 | 286,8 |
2007 | 380 | 9,1 | 11,4 | 400,5 |
2008 | 402 | 10,2 | 11,8 | 424,0 |
2009 | 65,7 | 1,3 | 2,3 | 69,3 |
2010 | 75,3 | 2,7 | 4,9 | 82,9 |
2011 | 97,4 | 3,4 | 3,3 | 104,1 |
2012 | 69,687 | 3,359 | 3,235 | 76,281[5] |
2013 | 45,758 | 2,479 | 2,212 | 50,449[6] |
2014 | 25,941 | 0,906 | 1,904 | 28,751[7] |
2015 | 5,654 | 0,874 | 1,716 | 8,244[8] |
2016 | 4,340 | 0,321 | 0,603 | 5,264[9] |
Автомобильная промышленность Украины.