19-06-2023
Гражданство | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения |
28 августа 1989 (25 лет) |
||||||||||||||||||||||||
Место рождения | |||||||||||||||||||||||||
Выступления в Формуле-1 | |||||||||||||||||||||||||
Сезоны | |||||||||||||||||||||||||
Команды | |||||||||||||||||||||||||
Гран-при |
53 (38 стартов, 15 ПТ) |
||||||||||||||||||||||||
Дебют | |||||||||||||||||||||||||
Последний Гран-при | |||||||||||||||||||||||||
Место в 2014 |
4 (186 очков) |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Валттери Боттас (фин. Valtteri Bottas; родился 28 августа 1989 года в Настоле, Финляндия) — финский автогонщик; чемпион серии GP3 (2011); двукратный победитель F3 Masters (2009-10).
C развитием своей автоспортивной карьеры Валттери перебрался из родной Финляндии в британский Оксфорд, дабы постоянно не жить в гостиницах.
В последние годы Боттас встречается с Эмилией Пиккарайнен — финской пловчихой-спринтершей.[1]
Финн начал свою гоночную карьеру в начале 2000х годов с картинговых гонок. Валттери постепенно прошёл все ступени подобных соревнований, несколько раз выиграл чемпионат Финляндии в классе Формула-А и Intercontinental A; принимал участие в чемпионатах Европы и мира на подобной технике.
В 2007 году Боттас впервые пробует себя в гонках формульного типа, сев за руль машины двухлитровой Формулы-Рено. C первых же гонок финн стал показывать неплохую скорость и стабильность результатов: в британской серии он выиграл три из четырёх стартов в зимнем чемпионате, а в североевропейском кубке занял третье место в личном зачёте основного первенства. На следующий год Валттери, набравшись опыта подобных гонок и изучив трассы становится чемпионом североевропейского кубка, а также дебютирует в более престижном Еврокубке, где также становится чемпионом.
В 2009 году финн перебирается в гонки машин класса Формула-3, подписав контракт с командой ART Grand Prix. Базовым чемпионатом становится Евросерия, но также команда заявляется на ряд престижных стартов британской серии, F3 Masters и Гран-при Макао. В основном чемпионате Боттас быстро становится мастером первых гонок, шесть раз в десяти попытках реализовав стартовые позиции в финишный подиум, но во вторых гонках оказываются не столь впечатляющими: лишь четырежды он попадает в очковую зону. Тем не менее общей стабильности хватает на неплохое для дебютанта третье место в общем зачёте (впереди оказываются лишь Жюль Бьянки и Кристиан Фиторис, значительно опережавшие по результатам весь пелотон по ходу соревновательного периода). В июне Валттери смог выиграть престижную гонку в Зандворте: различные оплошности конкурентов позволили ему занять поул, а затем в доминирующем стиле выиграть гонку.
Через год Боттас был одним из фаворитов сезона евросерии, но вновь остался лишь третьим в личном зачёте. Его опередили два пилота Signature Team: вернувшийся в чемпионат многопытный Эдоардо Мортара и ровесник Валттери Марко Виттман. Одним из слагаемых поражения финна и ART Grand Prix стала использование другой силовой установки: Mercedes Боттаса несколько уступал Volkswagen конкурентов. Небольшой реванш был взят в июне, когда Боттас во второй раз выиграл зандвортский Masters.
В эти же сроки менеджмент Валттери устраивает ему первые тесты в Формуле-1: Тото Вольфф, выкупив часть акций Williams F1, постепенно всё активнее привлекает финна к тестам команды, пока в 2013 году не находит возможность посадить его в кокпит боевой машины. Пока сотрудничество с британской командой ещё не столь плотно, Боттас в 2011 году продолжает участвовать в гонках Формулы-3 и в её аналоге — серии GP3. В последней, выступая за ART Grand Prix, он в 2011 году становится чемпионом, серьёзно опередив почти всех соперников по уровню стабильности результатов.
2012 год Боттас проводит в качестве тест-пилота Williams F1, регулярно участвуя в тренировках Гран-при, а год спустя спустя повышается руководством до статуса одного из боевых пилотов британского коллектива. Подготовленная к тому сезону техника оказалась мало конкурентоспособна и Валттери и его партнёр Пастор Мальдонадо крайне редко получали возможность бороться за очки, часто опережая лишь пару команд-аутсайдеров чемпионата. Фин, впрочем, периодически получал шансы проявить себя: так во время дождевой квалификации на Гран-при Канады он смог взобраться аж на третью строчку итогового протокола, а в гонках и ему и венесуэльцу удалось реализовать лишь один шанс на финиш в очковой зоне: Пастор финишировал десятым на Гран-при Венгрии, а Валттери завоевал восьмое место на Гран-при США. В межсезонье Мальдонадо, разочарованный возможностями Williams, покинул британскую команду, а Боттас нашёл возможность продлить контракт с организацией ещё на сезон.[2]
Выбор Валттери оказался много успешнее — при резкой смене технического регламента Williams создала более конкурентоспособное шасси, а параллельный переход на двигатели Mercedes только добавил им скорости. В гонках, до поры, финн и его новый партнёр — бразилец Фелипе Масса — не могли конвертировать свою скорость в очки, но Боттас, чаще напарника избегая различных технических проблем, командных просчётов и неудачных действий соперников, смог куда стабильнее набирать очки, а на Гран-при Австрии принести организации первый в сезоне финиш на подиумной позиции. В дальнейшем удачная тенденция сохранилась и к концу сезона Валттери смог закрепиться на четвёртом месте в личном зачёте, параллельно внеся свой вклад в подъём Williams на третье место в кубке конструкторов. Помимо шпильбергской гонки Боттас ещё пять раз поднимался на подиум, причём на Хоккенхаймринге он финишировал на второй позиции, отбив атаки будущего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона.
Боттас, Валттери.