15-10-2023
фр. 65e Grand Prix de France | |
---|---|
Дата | |
Место | |
Трасса |
Дижон-Пренуа (3800 м) |
Дистанция |
80 кругов, 304,000 км |
Погода |
Пасмурно, сухо |
Поул | |
1:07,19 (203,60 км/ч) | |
Быстрый круг | |
1:09,16 (197,80 км/ч) | |
71 круг | |
Подиум | |
Победитель | |
2 место | |
3 место | |
8 из 15 Гран-при Сезона 1979 / Гонка №321 |
Гран-при Франции 1979 года — восьмой этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 сезона 1979 года. Автогонки прошли 1 июля 1979 года на трассе Дижон-Пренуа. В данной гонке команда «Рено» одержала свою первую «полностью французскую» победу — французские болид, двигатель, шины (Мишлен), топливо (Elf) и пилот — Жабуи, для которого этот успех также стал первой победой в карьере. На последних кругах гонки пилоты «Феррари» и «Рено» Жиль Вильнёв и Рене Арну устроили напряженную схватку за второе место, победителем из которой вышел Вильнёв. На финише он опередил соперника всего на 0,24 секунды.
Содержание |
После смерти двух шведских пилотов Формулы-1 (Петерсона после аварии, а Нильссона от рака) в Швеции не нашлось желающих финансировать Гран-при Швеции, и заранее запланированный этап был отменен. Из-за этого образовался перерыв в целых пять недель между гонками в Монако и Франции, который был использован преимущественно для интенсивных тестов.
С предыдущего этапа снова произошли изменения в составе пилотов. В команде Лижье получивший переломы ног во время полетов на дельтаплане Дэпайе был заменен на ветерана Жаки Икса. Вернулись Ребаке и Джакомелли, пропускавшие предыдущий этап, а также Мерцарио, оправившийся от перелома кисти. Хант закончил карьеру и был заменен Росбергом, а Бранкателли был уволен после выздоровления Мерцарио. После серии непройденных квалификаций из Энсайна ушел в Формулу-2 Дерек Дэли. На его место хотели взять Тиффа Нидла, но ему не дали суперлицензию для участия, и пришлось брать Патрика Гайяра. Для молодого француза эта гонка стала первой в карьере.
Долгий тестовый период пошел на пользу французам из Рено — в квалификации домашнего этапа они заняли весь первый ряд. Вслед за Жабуи и Арну оказались гонщики Феррари Вильнёв и Шектер, между которыми на 4-е место вклинился Пике на Брэбэме. Ники Лауда за рулем еще одного Брэбэма стал 6-м. Дополнили десятку Джонс, Лаффит, Регаццони и Жарье. Икс, почти год не имевший гоночной практики, квалифицировался только 14-м. Де Анджелис, Гайяр и Мерцарио не прошли квалификацию, причем последний вновь проиграл даже ближайшему сопернику почти две секунды.
После квалификации Ханс-Гюнтер Шмид, владелец команды ATS, подал в суд на шинников из Goodyear, требуя предоставить ему резину наравне с топ-командами. В те годы шины были не одинакового качества, и лучшие из них доставались нескольким командам, а остальным, в число которых входила и ATS, доставались остатки. В ответ на судебный иск компания Goodyear вовсе заблокировала поставки резины, и Шмид был вынужден снять команду с гонки. Это позволило выйти на старт де Анджелису, не прошедшему квалификацию.
Место | № | Пилот | Автомобиль | Время | Отрыв |
---|---|---|---|---|---|
1 | 15 | Жан-Пьер Жабуи | Renault | 1:07,19 | — |
2 | 16 | Рене Арну | Renault | 1:07,45 | +00,26 |
3 | 12 | Жиль Вильнёв | Ferrari | 1:07,65 | +00,46 |
4 | 6 | Нельсон Пике | Brabham-Alfa-Romeo | 1:08,13 | +00,94 |
5 | 11 | Джоди Шектер | Ferrari | 1:08,15 | +00,96 |
6 | 5 | Ники Лауда | Brabham-Alfa-Romeo | 1:08,20 | +01,01 |
7 | 27 | Алан Джонс | Williams-Ford | 1:08,23 | +01,04 |
8 | 26 | Жак Лаффит | Ligier-Ford | 1:08,55 | +01,36 |
9 | 28 | Клей Регаццони | Williams-Ford | 1:08,65 | +01,46 |
10 | 4 | Жан-Пьер Жарье | Tyrrell-Ford | 1:08,80 | +01,61 |
11 | 3 | Дидье Пирони | Tyrrell-Ford | 1:08,95 | +01,76 |
12 | 1 | Марио Андретти | Lotus-Ford | 1:09,35 | +02,16 |
13 | 2 | Карлос Рейтеманн | Lotus-Ford | 1:09,36 | +02,17 |
14 | 25 | Жаки Икс | Ligier-Ford | 1:09,68 | +02,49 |
15 | 7 | Джон Уотсон | McLaren-Ford | 1:09,97 | +02,78 |
16 | 20 | Кеке Росберг | Wolf-Ford | 1:10,15 | +02,96 |
17 | 35 | Бруно Джакомелли | Alfa-Romeo | 1:10,59 | +03,40 |
18 | 14 | Эмерсон Фиттипальди | Fittipaldi-Ford | 1:10,61 | +03,42 |
19 | 29 | Рикардо Патрезе | Arrows-Ford | 1:10,70 | +03,51 |
20 | 8 | Патрик Тамбэ | McLaren-Ford | 1:10,92 | +03,73 |
21 | 17 | Ян Ламмерс | Shadow-Ford | 1:11,14 | +03,95 |
22 | 30 | Йохен Масс | Arrows-Ford | 1:11,14 | +03,95 |
23 | 31 | Эктор Ребаке | Lotus-Ford | 1:11,97 | +04,78 |
НКВ | 18 | Элио де Анджелис | Shadow-Ford | 1:12,23 | +05,04 |
НКВ | 22 | Патрик Гайяр | Ensign-Ford | 1:13,00 | +05,81 |
НКВ | 24 | Артуро Мерцарио | Merzario-Ford | 1:14,95 | +07,76 |
На старте вперед вырвался Вильнев, далее шли Жабуи и Шектер. Арну же чуть не заглох и откатился на девятое место. Тем не менее, на скоростных поворотах трассы в Дижоне у турбомоторов было преимущество, и француз стал быстро прорываться обратно. К 10-му кругу он вышел на 4-е место, а к 15-му обошел Шектера, испытывавшего проблемы с управляемостью, и стал третьим. Впереди подобные проблемы возникли и у Вильнева. Некоторое время канадцу удавалось сохранять разрыв в 6 секунд, но потом у него начали изнашиваться шины, и Жабуи стал приближаться. За счет более быстрых обгонов круговых Вильнев увеличил отрыв до 4-х секунд, но к 46-му кругу Рено француза снова приблизился вплотную. Наконец, в конце 47-го круга перед выходом на стартовую прямую Вильневу немного помешал круговой де Анджелис, и Жабуи вырвался вперед. Более не сдерживаемый соперником, он стал отрываться.
На финишных стадиях гонки Арну не спеша катился к финишу, но узнав о проблемах Вильнева с управляемостью и шинами, бросился в погоню, в процессе установив быстрейший круг. Ему удалось догнать и обогнать Вильнева, но практически сразу на его машине стал терять мощность. Получившаяся на последних кругах плотная борьба Вильнева и Арну считается одним из самых примечательных эпизодов в истории Формулы-1. Гонщики использовали всю ширину трассы вместе с обочинами, множество раз вылетали и сталкивались колесами, несколько раз менялись позициями. На финише последнего круга Арну зашел в последний поворот чуть шире чем нужно, и Вильнев смог проскользнуть вперед, финишировав на четверть секунды впереди соперника. Впоследствии оба гонщика очень высоко отзывались об этой борьбе:
Жиль Вильнёв:
|
Рене Арну:
|
Напряженная схватка за второе место отвлекла внимание от уверенной победы Жабуи, которая стала во множестве смыслов первой в Формуле-1: для гонщика, для команды, для турбомотора. Фактически, эта победа обозначила начало новой эры — вскоре большинство болидов стали оборудовать турбомоторами.
На четвертом месте долгое время шел Пике, но на 52-м круге его развернуло и он сошел. Таким образом, в оках финишировали два Уильямса Джонса и Регаццони, между которыми вклинился Жарье. Все остальные отстали минимум на один круг, в том числе и лидер чемпионата Джоди Шектер, который впервые в сезоне финишировал вне очков. Для чемпиона мира Андретти гонка сложилась неудачно: постоянно что-то ломалось, он совершил три питстопа и в конце концов сошел. Для гонщиков Брэбэма гонка складывалась неплохо, но в конце концов и Лауда и Пике не справились с управлением и вылетели с трассы. Карлос Рейтеманн на последнем круге столкнулся с Росбергом и сошел, но при этом был классифицирован.
Место | № | Гонщик | Автомобиль | Круги | Время/Сход | Старт | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 15 | Жан-Пьер Жабуи | Renault | 80 | 1:35:20,42 | 1 | 9 |
2 | 12 | Жиль Вильнёв | Ferrari | 80 | +0:14,59 | 3 | 6 |
3 | 16 | Рене Арну | Renault | 80 | +0:14,83 | 2 | 4 |
4 | 27 | Алан Джонс | Williams-Ford | 80 | +0:36,61 | 7 | 3 |
5 | 4 | Жан-Пьер Жарье | Tyrrell-Ford | 80 | +1:04,51 | 10 | 2 |
6 | 28 | Клей Регаццони | Williams-Ford | 80 | +1:05,51 | 9 | 1 |
7 | 11 | Джоди Шектер | Ferrari | 79 | +1 круг | 5 | |
8 | 26 | Жак Лаффит | Ligier-Ford | 79 | +1 круг | 8 | |
9 | 20 | Кеке Росберг | Wolf-Ford | 79 | +1 круг | 16 | |
10 | 8 | Патрик Тамбэ | McLaren-Ford | 78 | +2 круга | 20 | |
11 | 7 | Джон Уотсон | McLaren-Ford | 78 | +2 круга | 15 | |
12 | 31 | Эктор Ребаке | Lotus-Ford | 78 | +2 круга | 23 | |
13 | 2 | Карлос Рейтеманн | Lotus-Ford | 77 | +3 круга | 13 | |
14 | 29 | Рикардо Патрезе | Arrows-Ford | 77 | +3 круга | 19 | |
15 | 30 | Йохен Масс | Arrows-Ford | 75 | +5 кругов | 22 | |
16 | 18 | Элио де Анджелис | Shadow-Ford | 75 | +5 кругов | 24 | |
17 | 35 | Бруно Джакомелли | Alfa-Romeo | 75 | +5 кругов | 17 | |
18 | 17 | Ян Ламмерс | Shadow-Ford | 73 | +7 кругов | 21 | |
Сход | 3 | Дидье Пирони | Tyrrell-Ford | 71 | Подвеска | 11 | |
Сход | 14 | Эмерсон Фиттипальди | Fittipaldi-Ford | 53 | Утечка масла, двигатель | 18 | |
Сход | 6 | Нельсон Пике | Brabham-Alfa-Romeo | 52 | Вылет | 4 | |
Сход | 1 | Марио Андретти | Lotus-Ford | 51 | Тормоза, подвеска, прокол | 12 | |
Сход | 25 | Жаки Икс | Ligier-Ford | 45 | Двигатель | 14 | |
Сход | 5 | Ники Лауда | Brabham-Alfa-Romeo | 23 | Разворот | 6 | |
Отк | 9 | Ханс-Йоахим Штук | ATS-Ford | Судебный иск к Goodyear, отказ | |||
НКВ | 22 | Патрик Гайяр | Ensign-Ford | ||||
НКВ | 24 | Артуро Мерцарио | Merzario-Ford |
№ | Пилот | Автомобиль | Круги | Всего |
---|---|---|---|---|
12 | Жиль Вильнёв | Ferrari | 1-46 | 46 |
15 | Жан-Пьер Жабуи | Renault | 47-80 | 34 |
В зачете пилотов произошло только одно изменение — Вильнев, финишировав вторым, вышел на вторую же позицию в чемпионате. В кубке конструкторов на пятое место с 14-ю очками вышел Уильямс, в первую очередь благодаря двойному финишу в очках. Еще более впечатляющий рывок совершила команда Рено, которая, завоевав победу и третье место, разом набрала 13 очков и вышла на 6-е место.
|
|
Предыдущая гонка: Гран-при Монако 1979 года |
FIA Формула-1 Чемпионат Мира, сезон 1979 года |
Следующая гонка: Гран-при Великобритании 1979 года |
|
||
Предыдущая гонка: Гран-при Франции 1978 года |
Гран-при Франции | Следующая гонка: Гран-при Франции 1980 года |
Гран-при Франции | |
---|---|
Внезачётные Гран-при: | 1906 · 1907 · 1908 · 1912 · 1913 · 1914 · 1921 · 1922 · 1923 · 1924 · 1928 · 1929 · 1930 · 1933 · 1934 · 1935 · 1936 · 1937 · 1947 · 1948 · 1949 |
Всемирный чемпионат конструкторов автомобилей: |
1925 · 1926 · 1927 |
Чемпионат Европы | 1931 · 1932 · 1938 · 1939 |
Формула-1: | 1950 · 1951 · 1952 · 1953 · 1954 · 1956 · 1957 · 1958 · 1959 · 1960 · 1961 · 1962 · 1963 · 1964 · 1965 · 1966 · 1967 · 1968 · 1969 · 1970 · 1971 · 1972 · 1973 · 1974 · 1975 · 1976 · 1977 · 1978 · 1979 · 1980 · 1981 · 1982 · 1983 · 1984 · 1985 · 1986 · 1987 · 1988 · 1989 · 1990 · 1991 · 1992 · 1993 · 1994 · 1995 · 1996 · 1997 · 1998 · 1999 · 2000 · 2001 · 2002 · 2003 · 2004 · 2005 · 2006 · 2007 · 2008 |
« предыдущий — Гран-при Формулы-1 (1970–1979) — следующий » | |
---|---|
1979 | АРГ · БРА · ЮЖН · СШЗ · ИСП · БЕЛ · МОН · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · НИД · ИТА · КАН · СОЕ |
1978 | АРГ · БРА · ЮЖН · СШЗ · МОН · БЕЛ · ИСП · ШВЕ · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · НИД · ИТА · СОЕ · КАН |
1977 | АРГ · БРА · ЮЖН · СШЗ · ИСП · МОН · БЕЛ · ШВЕ · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · НИД · ИТА · СОЕ · КАН · ЯПО |
1976 | БРА · ЮЖН · СШЗ · ИСП · БЕЛ · МОН · ШВЕ · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · НИД · ИТА · КАН · СОЕ · ЯПО |
1975 | АРГ · БРА · ЮЖН · ИСП · МОН · БЕЛ · ШВЕ · НИД · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · ИТА · СОЕ |
1974 | АРГ · БРА · ЮЖН · ИСП · БЕЛ · МОН · ШВЕ · НИД · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · ИТА · КАН · СОЕ |
1973 | АРГ · БРА · ЮЖН · ИСП · БЕЛ · МОН · ШВЕ · ФРА · ВЕЛ · НИД · ГЕР · АВТ · ИТА · КАН · СОЕ |
1972 | АРГ · ЮЖН · ИСП · МОН · БЕЛ · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · ИТА · КАН · СОЕ |
1971 | ЮЖН · ИСП · МОН · НИД · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · ИТА · КАН · СОЕ |
1970 | ЮЖН · ИСП · МОН · БЕЛ · НИД · ФРА · ВЕЛ · ГЕР · АВТ · ИТА · КАН · СОЕ · МЕК |
Гран-при Франции 1979 года.