Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином

16-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 007 Korean Air Lines

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя в Японии)
Общие сведения
Дата

1 сентября 1983 года

Время

03:26 UTC (17:38 GMT)

Характер

LOC-I (потеря управления),
падение с эшелона

Причина

Атака советским истребителем Су-15 после двукратного нарушения границы

Место

сбит — у острова Монерон (в 37 км от Сахалина, СССР),
упал — в пролив Лаперуза (Тихий океан)

Координаты

46°34′ с. ш. 141°17′ в. д. / 46.567° с. ш. 141.283° в. д. / 46.567; 141.283 (O) (O) (Я)

Погибшие

269 (все)

Воздушное судно


Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines, идентичный разбившемуся

Модель

Boeing 747-230B

Имя самолёта

I ♥ New York

Авиакомпания

Korean Air Lines (KAL)

Пункт вылета

Международный аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк (США)

Остановки в пути

Международный аэропорт Анкоридж, Анкоридж (США)

Пункт назначения

Международный аэропорт Кимпхоruen, Сеул (Республика Корея)

Рейс

KE007

Бортовой номер

HL7442

Дата выпуска

17 марта 1972 года (первый полёт)

Пассажиры

246

Экипаж

23

Выживших

0

Викискладе

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в ночь на четверг 1 сентября 1983 года (среду 31 августа по Гринвичу) неподалёку от острова Сахалин и ставшая одной из крупнейших в истории авиации.

Пассажирский авиалайнер Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-ЙоркАнкориджСеул, а на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, когда самолёт по неустановленной причине стал отклоняться вправо от назначенного курса. Спустя некоторое время он настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин. Над последним он и был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 километрах к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на борту 269 человек, в том числе член Палаты представителей США Ларри Макдональд[en] (англ. Larry McDonald), собиравшийся баллотироваться на пост президента США[1].

На момент катастрофы самолёт отклонился от курса более чем на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО (англ. ICAO)), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Катастрофа вызвала серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.

Скудность информации и материальных улик на начальных этапах расследования катастрофы породила альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Россией записей «чёрных ящиков» рейса KE007[2] подтвердило первоначальную версию ИКАО.

Исторический контекст

Сведения о рейсе 007

Самолёт

Разбившийся самолёт в 1978 году (в период работы в Condor Airlines)

Boeing 747-230B (заводской номер 20559, серийный 186) был выпущен в 1972 году (первый полёт совершил 17 марта). 31 марта того же года с бортовым номером D-ABYH был передан немецкой авиакомпании Condor Airlines. 3 февраля 1979 года был куплен южнокорейской авиакомпанией Korean Air Lines (KAL), где получил бортовой номер HL7442 и имя «I ♥ New York». Оснащён четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. На день катастрофы совершил 9237 циклов «взлёт-посадка» и налетал 38718 часов[7][8].

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа рейса KE007 был таким[9]:

В салоне самолёта работали 20 бортпроводников[* 1]:

  • Бае Юн Ранг (англ. Bae Young-Rang),
  • Чо Хюнг Шим (англ. Cho Heyong-Shim),
  • Чо Кейонг Джа (англ. Cho Keyong-Ja),
  • Йонг Кеум Джу (англ. Jeong Keum-Joo),
  • Йонг Ран (англ. Jeong Ran),
  • Ким Чунг Рюл (англ. Kim Choong-Ryul),
  • Ким Хак Юн (англ. Kim Hak-Yoon),
  • Ким Кейонг Сун (англ. Kim Keyong-Soon),
  • Ким Ми Ханг (англ. Kim Mi-Hyang),
  • Ким Йонг Ран (англ. Kim Yeong-Ran),
  • Ли Бон Ре (англ. Lee Boon-Rye),
  • Ли Эн Ху (англ. Lee Eun-Hui),
  • Ли Эн Ми (англ. Lee Eun-Mi),
  • Лим Санг Ки (англ. Lim Sang-Kee),
  • Но Джун Шик (англ. No Joon-Shik),
  • Но Кванг О (англ. No Kwang-Oo),
  • Пак Ю Сонг (англ. Park Yoon-Seong),
  • Сео Джонг Сук (англ. Seo Jeong-Sook),
  • Шин Джонг Мо (англ. Shin Jeong-Moo).
Ларри МакДональд, член палаты представителей США, находившийся на борту рейса 007
Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Австралия 2 0 2
Гонконг 12 0 12
Канада 8 0 8
Доминиканская Республика 1 0 1
Индия 1 0 1
Иран 1 0 1
Япония 28 0 28
Малайзия 1 0 1
Филиппины 16 0 16
Республика Корея 82 23 105
Швеция 1 0 1
Китайская Республика 23 0 23
Таиланд 5 0 5
Великобритания 2 0 2
США 62 0 62
Вьетнам 1 0 1
Всего 246 23 269

Среди пассажиров находились 6 членов сменного экипажа авиакомпании Korean Air Lines.

Всего на борту самолёта находились 269 человек — 23 члена экипажа и 246 пассажиров.

Хронология событий

Рейс KE007

Отклонение маршрута рейса KE007 с момента взлета до прохождения радиомаяка Bethel

Boeing 747-230B борт HL7442 выполнял регулярный рейс KE007 по маршруту Нью-Йорк — Сеул. 31 августа он вылетел из Нью-Йорка, затем совершил промежуточную посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 13:00 GMT (03:00 по местному времени) он вылетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. На его борту находилось 269 человек — 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Полёт рейса 007 должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая территорию СССР, затем над Японией.

Отклонение от курса

Плановый и реальный маршруты рейса KE007
Boeing RC-135 ВВС США, за который ошибочно был принят Boeing 747

Почти с самого начала полёта лайнер начал отклоняться от намеченного курса, который был направлен прямо на радиомаяк «Бетел» и далее по маршруту R-20. Вместо этого он прошёл в 20 километрах к северу от маяка. В это же время в воздухе находился американский самолёт-разведчик Boeing RC-135[en] ВВС США, который некоторое время сближался с пассажирским лайнером. Представленные позже советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что рейс KE007 в определённый момент времени сблизился с RC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились[источник не указан 95 дней]. После этого один самолёт (предположительно — пассажирский лайнер) направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе. Вполне возможно, что станции советской ПВО с этого момента и далее вели рейс 007 как американский разведчик, чему способствовали сходные размеры и конструкция планеров самолётов.

На территориях, над которыми пролетал Boeing 747, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. При приближении к Камчатке на его перехват были подняты истребители Су-15ТМ 865-го истребительного авиаполка с аэродрома Елизово. Затем рейс 007 покинул воздушное пространство СССР, продолжив полёт над Охотским морем, а истребители вернулись на базу. При пролёте контрольной точки NIPPI (17:08 GMT) самолёт отклонялся от курса уже на 300 километров, направляясь в сторону Сахалина. Когда Boeing 747 был обнаружен РЛС ПН Оха, были приведены в повышенную степень готовности дежурные силы на аэродромах Смирных и Сокол. Для военных, несущих боевое дежурство по охране воздушных рубежей Советского Союза, это был нарушитель воздушного пространства. В 17:42, когда авиалайнер обогнул мыс Терпения (самую восточную точку Сахалина), на перехват с аэродрома Смирных был поднят истребитель МиГ-23МЛ из дежурного звена 528-го истребительного авиаполка, а в 17:54 — истребитель Су-15 из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол.

Атака

В 18:16 «Боинг» повторно вошёл в воздушное пространство СССР над Сахалином. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров. Истребитель-перехватчик Су-15 (бортовой номер 17) догнал нарушителя и некоторое время сопровождал его. Находясь вне зоны видимости пилотов лайнера, он сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки (в общей сложности израсходовано 243 снаряда)[11]. В своих воспоминаниях пилот перехватчика Геннадий Николаевич Осипович отмечает, что предупредительные выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами (их просто не было), и пилоты лайнера могли их не заметить. Также он не пытался связаться с самолётом по радио — это требовало перехода на другую частоту. Лётчик признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным: самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км/ч (по прибору), что советский пилот принял за попытку ухода от перехвата — дальнейшее снижение скорости привело бы к сваливанию перехватчика в штопор[11]. По мнению комиссии ИКАО, расследовавшей данный инцидент, снижение скорости было вызвано началом набора высоты для занятия другого эшелона.

В 18:26 с земли поступил приказ об уничтожении нарушителя, и Осипович с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты «Р-98»[11]. Первая ракета пролетела мимо (под левым крылом лайнера), вторая взорвалась рядом с хвостом, повредив системы управления. Первоначально после поражения лайнер начал набор высоты, а затем стал снижаться со скоростью 1500 м/мин и вошёл в глубокую спираль. Через 12 минут после атаки рейс KE007 на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза и полностью разрушился.

Иерархия передачи приказа об уничтожении

Анатолий Корнуков получает награду от Владимира Путина в Большом Кремлёвском дворце. Москва, 2000 год

В стенограмме советских военных переговоров по перехвату цели 60-65, проводившихся в режиме реального времени, зафиксирована цепь приказов по иерархии к майору Осиповичу (в обратном порядке)[12][13]:

  • Майор Геннадий Осипович.
  • Капитан Титовнин, Центр боевого управления — Истребительная авиационная дивизия.
  • Подполковник Майстренко, исполняющий обязанности начальника штаба истребительной авиационной дивизии авиабазы Смирных, который подтвердил Титовнину приказ на уничтожение:
Титовнин: «Вы подтверждаете приказ?»
Майстренко: «Да».
  • Подполковник Герасименко, исполняющий обязанности командира 41-го истребительного авиаполка.
Герасименко (Корнукову): «Задание принял. Уничтожить цель 60-65 ракетным огнём. Принять управление перехватчиком из Смирных».
Корнуков (к Герасименко): «Я повторяю задание, огонь ракетами, огонь по цели 60-65. Уничтожьте цель 60-65… Примите в управление МиГ-23 из Смирных, позывной 163, позывной 163. Сейчас он позади цели. Уничтожьте цель!.. Выполняйте задание, уничтожьте её!»
Корнуков (Каменскому): «…просто уничтожить (цель) даже если он на нейтральных водах? Приказ уничтожить его на нейтральных водах? Хорошо».
Каменский (Корнукову): «Задействованы средства поражения, средства поражения уполномочены на высшем уровне. Иван Моисеевич уполномочил это. Алло, алло», «Повторите снова», «Вас плохо слышно», «Он дал приказ. Алло, алло, алло», «Да, да», «Иван Моисеевич дал приказ, Третьяк», «Вас понял, вас понял», «Средства поражения уполномочены по его приказу»[14].
  • Генерал армии Иван Третьяк, командующий Дальневосточным военным округом.

Поиски обломков

Когда стало известно, что самолёт сбит, было определено примерное место его падения и организованы поиски обломков. В них принимали участие советские, американские и японские корабли. Но из-за крайне обострившихся отношений между странами поиски не были скоординированными. Через 2 месяца после катастрофы обломки самолёта были найдены советскими водолазами. Были подняты все приборы, включая «чёрные ящики», однако мировой общественности ничего из поднятого не было доступно вплоть до обнародования результатов расследования второй комиссии ИКАО в 1993 году[15].

Официальные заявления

В первоначальном сообщении ТАСС, опубликованном 3 сентября, говорилось лишь о нарушении границы и о том, что, покинув воздушное пространство СССР, нарушитель «исчез с экранов радаров». Позднее советское руководство признало, что самолёт был сбит.

Официальная позиция, представленная маршалом Николаем Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную акцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе.

За столом из уст Андропова мы узнали, что накануне наши лётчики сбили южнокорейский самолёт. «Предполагалось, что воздушное пространство нарушил самолёт-разведчик, а оказалось, это был гражданский самолёт. Имеются человеческие жертвы», — пояснил он. И добавил: «Людей, конечно, жалко, но наша служба ПВО действовала правильно».[16]

В своих мемуарах командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны в 1986—1991 годах Вольтер Красковский сохранил часть статьи о советской системе контроля космического пространства:

…Советская сторона предъявила свидетельства того, что вторжение в наше воздушное пространство было преднамеренным. И, пожалуй, самыми убедительными были те, что предоставили отсюда — из центра слежения космического пространства. Полёт «Боинга-747» был строго синхронизирован с полётом разведспутника «Ferret-D». Космический шпион появился над Чукоткой в ночь на 1 сентября, в 18 часов 45 минут, и в течение примерно 12 минут летел восточнее Камчатки и Курильских островов, прослушивая советские радиоэлектронные средства, работающие в обычном режиме. На следующем витке «Феррет-Д» появился над Камчаткой как раз в момент вторжения самолёта-нарушителя, фиксируя деятельность наших радиотехнических средств, изменивших режимы работы. Наконец, было установлено, что третий виток с абсолютной точностью совпал с последующим, третьим этапом полёта «Боинга-747» над Сахалином. Предоставленные общественности данные показали: не объяснишь случайностью такое точное совпадение полёта самолёта-разведчика и спутника-шпиона.

А. Докучаев Уздечка для ядерных «скакунов». СККП («Красная звезда», 10 октября 1990 года)[17]

Реакция в мире

Сразу же после уничтожения самолёта высокопоставленные представители администрации США сообщили представителям Японии, что он был сбит по ошибке, так как в ПВО СССР считали целью «60-65» разведывательный самолёт США. «Американская разведка знала, что эта трагедия стала результатом ошибки, а вовсе не намеренным убийством — также как и трагедия 3 июля 1988 года, когда американский крейсер „Vincennes“ выпустил ракету, сбившую иранский пассажирский лайнер в Персидском заливе, когда президент США Рональд Рейган назвал эти действия „объяснимой случайностью“», — сообщил член Координационного совета ветеранов разведки США Рей МакГоверн[18].

Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста в мире. Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости»[19]. Также Рейган заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских применений, таких как воздушная навигация.

Особое возмущение и гнев были в Республике Корея. В Сеуле прошли многотысячные акции и шествия протеста против действий СССР. Были сожжены советские флаги[20].

2 сентября Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, однако под давлением авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, вновь открыло её 2 октября[21].

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана. Кроме того, была установлена прямая связь между диспетчерскими службами всех трёх стран[22].

Международные расследования

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы, другое спустя 10 лет — после того, как по указанию президента России Бориса Ельцина в начале 1993 года в ИКАО были переданы копии всех записей «чёрных ящиков» и переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября. Записи бортовых самописцев «Боинга» показывают, что он всё время летел с постоянным магнитным курсом 245°, вероятно, под управлением автопилота[23].

Вплоть до поражения «Боинга» его пилоты были спокойны и вели обычные разговоры. Ничто не свидетельствует о том, что они знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик[23].

Вторая комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты «Боинга» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. Таким образом, нарушение воздушного пространства СССР было неумышленным. Этот вывод предполагает или некомпетентность, или халатность экипажа рейса 007.

Относительно ответственности советской стороны комиссия пришла к выводу, что в момент отдачи приказа на уничтожение самолёта ВВС СССР считали, что имеют дело с американским самолётом-разведчиком RC-135, но не произвели исчерпывающей проверки принадлежности самолёта из-за фактора времени — воздушное судно вскоре должно было покинуть воздушное пространство СССР[24].

7 ноября 1988 года окружной суд округа Колумбия в США отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air Lines. Суд нашёл, что положения Варшавской конвенции, ограничивающие этот предел, не могут быть применены, так как в действиях пилотов содержатся признаки сознательного пренебрежения своими обязанностями («Willful Misconduct»). Суд указал, в частности, на то, что после инцидента с южнокорейским «Боингом» 1978 года пилоты авиакомпании Korean Air Lines должны были быть знакомы с методами действий советских перехватчиков[25].

Альтернативные версии

Существует мнение, что инцидент с «Боингом» является всего лишь частью крупной операции, проводившейся США в небе на восточных границах СССР.

Исследователь Мишель Брюн (фр. Michel Bryun) утверждает[26], что 1 сентября 1983 года воздушное пространство СССР нарушили и впоследствии были сбиты советскими силами ПВО как минимум 9 самолётов. Там же утверждается, что южнокорейский Boeing 747 рейса KE007 был сбит намного южнее той точки, которая признана в официальной версии — примерно на 640 километров, то есть над территорией Японии, и не советскими ВВС. В качестве обоснования приводятся заявления, что при поисковых работах возле острова Монерон не было найдено ни одного трупа пассажира, было поднято большое количество бытового мусора, был найден обломок стабилизатора ракеты[27]. Автор заявляет, что обломки не могли быть унесены на юг, так как в данной местности есть только течение с юга на север.

Вместе с этим, автор также заявляет, что многократно лично находил осколки материала ячеистой структуры (из которого выполнена обшивка «Боинга») в зоне прибоя в рыбацких деревнях в окрестностях Ниигаты[27]. Также утверждается, что «сбитый» самолёт выходил на связь с Ниигатой через 50 минут после своей якобы гибели от ракет Су-15, после чего уже действительно пропал. В районе Ниигаты, по утверждению Брюна, были найдены обломки американской ракеты.

Существует мнение, что такой крупный самолёт, как Boeing 747, не мог быть сбит всего двумя ракетами[11]. В инциденте 1978 года самолёт Boeing 707 в результате попадания ракеты «Р-98» был всего лишь повреждён[28] и совершил аварийную посадку на советской территории. Однако следует учитывать мастерство пилотов и большое везение для всех находившихся на борту — тогда не была перебита гидросистема и элементы управления.

Культурные аспекты

  • Про трагедию над Сахалином было снято множество документальных фильмов (например, «Рейс 007. Пассажирский разведывательный»).
  • Катастрофа рейса 007 показана в 9-м сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф (серия Цель уничтожена).
  • Попытка разобраться в противоречивых фактах катастрофы рейса 007 показана в документальном сериале Загадки истории[en] (серия Трагедия корейского самолета (Flight KAL-007)).
  • Катастрофа рейса 007 является поворотным событием в сюжете фильма Владимира Меньшова «Зависть богов».

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Имя 20-го бортпроводника неизвестно

Источники

  1. A War in the Planning for Four Years (англ.) // From The Wilderness
  2. Викискладе  (англ.)
  3. 16. Бой над Сахалином.
  4. часть 3.
  5. Горячее небо. Часть 3. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  6. Генерал армии Анатолий Корнуков: Тот «Боинг» сбил я. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  7. Korean Air HL7442 (Boeing 747 - MSN 20559)
  8. HL7442 Korean Air Lines Boeing 747-230B - cn 20559 / 186
  9. KAL 007 Passenger List
  10. KAL 007 Passenger List — Capt. Chun Byung-In
  11. ↑ часть 4.
  12. Осипович, Геннадий (9 Сентября 1996), "Interview", The New York Times .
  13. Information paper, ICAO, 1993, с. 190 .
  14. Information Paper, ICAO, 1993, сс. 60, 61 .
  15. KAL Tapes To Be Handed Over To ICAO. Пресс-релиз. Проверено 2009-02-26.
  16. Дела давно минувших дней // Бульвар Гордона. — № 4 (483), 25 января 2005.
  17. На службе неповторимой Отчизне: воспоминания. — 2008. — 536 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-87049-568-2.
  18. Япония рассекретила чудовищную ложь США о сбитом СССР южнокорейском «Боинге» // Политонлайн.Ру (24 декабря 2015)
  19. Address to the Nation on the Soviet Attack on a Korean Civilian Airliner (англ.). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  20. "공중에서 사라진 269명"...'KAL 007 피격사건' 미스터리 ("269 человек исчезли в воздухе" ... Тайна инцидента со сбитым KAL 007)
  21. Сообщение Associated Press от 9 октября 1983 года
  22. Taubman, Keeping the Air Lanes Free: Lessons of a Horror
  23. ↑ Краткое изложение доклада ИКАО (англ.).
  24. Инцидент с южнокорейским Боингом: позиция ИКАО. Журнал «Авиасоюз». Проверено 29 октября 2015. Архивировано из первоисточника 29 октября 2015.
  25. Korean Air loses a round in court (англ.). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  26. «Сахалинский инцидент».
  27. 1 2 Мухин, Брюн.
  28. Последствия попадания ракеты Р-98 в южнокорейский «Боинг-707» 20-го апреля 1978 года

Ссылки

  • DESTRUCTION OF KOREAN AIR LINES BOEING 747 ON 31 AUGUST 1983; REPORT OF THE COMPLETION OF THE ICAO FACT-FINDING INVESTIGATION
  • дополнительные комментарии пилота Глеба Осиповича
  • Описание катастрофы на Aviation Safety Network
  • CVR transcript Korean Air Lines Flight 007 — 31 AUG 1983 (Расшифровка «чёрного ящика») // «Aviation Safety Network»  (англ.)
  • «Нераскрытые тайны»: Зачем корейский Boeing нарушил границы СССР
  • «Гибель корейского „Боинга“»
  • Загадки рейса KAL-007
  • Воспоминания дипломата СССР в Японии Ишенбая Абдуразакова об инциденте с южнокорейским «Боингом»
  • International Committee for the Rescue of KAL 007 Survivors
  • Видео рассказа про авиакатастрофу корейского «Боинга-747» в аналитической программе «Постскриптум» на ТВЦ (декабрь 2008 года)
  • Расследование инцидента, переговоры советских пилотов перед атакой
  • Рейс 007. Пассажирский разведывательный
  • Расследования авиакатастроф — Цель уничтожена

Литература

  • Мухин Ю. И., Брюн М. Третья мировая над Сахалином, или кто сбил южнокорейский лайнер? — М.: Алгоритм, 2008. — С. 25-365. — 368 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-9265-0593-8.
  • Брюн М. Сахалинский инцидент / перевод Е. Ковалёва.
  • Муромов А. И. Корейский «Боинг-747» сбит над Сахалином // 100 великих авиакатастроф / гл.ред. С. Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — С. 300-313. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8.
  • Такахаси А. Преступление президента. Провокация с южнокорейским самолётом совершена по приказу Рейгана. М.: Издательство Агентства печати «Новости», 1984.
  • Андрей Иллеш. Тайна корейского «Боинга-747». Расследование «Известий» (1991 год).
  • Заявление ТАСС // «Известия», № 247 (20593) от 4 сентября 1983. стр. 2
  • А. Бовин. Трагедия в небе и преступление на земле // «Известия», № 251 (20597) от 8 сентября 1983. стр. 5
  • Б. Резник. Как это было // «Известия», № 255 (20601) от 12 сентября 1983. стр. 5
  • Г. Старостенко. Полёт в темноту
  • И. М. Алпатов, В. И. Дудин. Сбивали и специально, и по ошибке // «Независимая газета». 26.01.2007

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06