21-05-2023
Equipe Ligier | |
---|---|
База | |
Руководители | |
Пилоты |
Рене Арну |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при (старты) |
330 (325) |
Побед (подряд) |
9 (2) |
Поулы (подряд) |
9 (3) |
Быстрые круги (подряд) |
9 (2) |
Подиумы (подряд) |
50 (3) |
Лучший старт |
1 |
Лучший финиш |
1 |
Очков всего |
388 |
Очков за один сезон |
66 |
Финишей в очках подряд |
7 |
Кубки конструкторов |
0 |
Чемпионы мира |
0 |
Лижье (фр. Ligier) — французский производитель автомобилей, созданный автогонщиком и игроком в регби Ги Лижье. Компания начала производство автомобилей со спортивной модели Ligier JS2[1], использующей двигатель Мазерати V6.
Содержание |
Компания Лижье наиболее известна в качестве команды-участника чемпионатов Мира по автогонкам в классе Формула-1, в которых выступала с 1976 до 1996. Дебютировала команда Лижье в 1976 года с автомобилем, использующим двигатель Matra V12. А первую победу в Гран-при команда одержала уже в 1977 году на автомобиле, которым управлял Жак Лаффит. Эта победа может называться первой французской победой в Формуле 1.[2].
Команда Лижье использовала двигатели Матра до сезона 1979, когда был создан автомобиль Ligier JS11 на базе силового агрегата Cosworth. JS11 сильно начал сезон, выиграв две гонки подряд под управлением Лаффита. Однако позже Ligier JS11 столкнулся с серьёзной конкуренцией со стороны команд Williams и Ferrari, представивших болиды со значительно улучшенной аэродинамикой. Дальнейший сезон оказался не столь успешным для французской марки — завоевав всего лишь одну победу, Лижье заняла по его итогам третье место в Кубке Конструкторов.
JS11 и её последователи JS11/15 и JS17 сделали команду Лижье одной из самых успешных команд начала 1980х годов. После этого, невзирая на солидную спонсорскую поддержку со стороны Talbot и французских компаний — в основном SEITA and Française des Jeux — конкурентоспособность команды падала, начиная с сезона-1982. Сама команда, правда, прожила до 1996 года. В середине 1980х, когда команда заключила контракт на поставку турбодвигателей Renault, стало казаться, что Лижье возвращается в ряды лидеров — однако все усилия, предпринятые на деньги новых спонсоров Gitanes, Loto и elf всего лишь вернули Лижье в ряды «середнячков». Когда в 1986 году Renault прекратил программу развития двигателей, команда была вынуждена использовать силовые агрегаты Megatron, позже — Judd, Cosworth, Lamborghini и Mugen-Honda.
В последние годы жизни команды ей явно не хватало как внимания, так и финансовой поддержки. На удивление, в этот период команда была временами вполне конкурентоспособной, возможно благодаря талантам отдела аэродинамики, которым рулил Фрэнк Дерни, в своё время разрабатывавшего болиды Williams, регулярно выигрывавшие у Лижье в конце 1970х. Кроме того, многие отмечают значительный вклад молодого инженера-проектировщика Лоика Бигуа. А некоторые размышляют о том, что все эти годы Ги Лижье был занят в первую очередь бизнесом и заработком денег, и уже только во вторую — поддержкой конкурентоспособности своей команды. Знаменитый своей любовью к театральным жестам и неистовыми взрывами характера, бунтарь Ги Лижье сыграл значительную роль в формировании духа всей Формулы 1 середины 1970х, выходящую далеко за пределы влияния его собственной команды. По известному выражению одного из комментаторов Формулы 1, «…даже когда они побеждают — у Вас всегда остаётся такое чувство, что они сами не знают, каким образом они пришли к этой победе!»
В 1996 году болид JS43 с двигателем Mugen-Honda получился хорошо сбалансированной машиной, вполне наравне с болидами Williams. Оливье Панис одержал за рулём JS43 неожиданную, хотя вполне заслуженную им по ходу сезона победу на Гран-При Монако. Хотя победа явилась значительной вехой в истории французского мотоспорта (первая «полностью французская» победа в Монако со времён René Dreyfus за рулём «Бугатти» в 1930х), справедливости ради следует сказать, что главная заслуга в её получении принадлежит надёжности машины и сложным условиям на трассе, из-за которых до финиша дошли только 3 болида.
В 1997 году команду купил известный гонщик Ален Прост и команда сразу же сменила название на Prost GP, которая обанкротилась в 2002 году. Это стало следствием того, что Прост так и не смог найти замену деньгам, которые «Галуаз» перестал давать после отказа от титульного спонсорства в конце 2000 года
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Сезон | Шасси | Двигатель(-и) | Ш | Гонщики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Очки | КК |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | JS5 | Matra MS73 3.0 V12 |
G | БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
ИСП |
БЕЛ |
МОН |
ШВЕ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
ЯПО |
20 | 5 | ||
Жак Лаффит | Сход | Сход | 4 | 12 | 3 | 12 | 4 | 14 | Сход | Сход | 2 | Сход | 3 | Сход | Сход | 7 | |||||||
1977 | JS7 | Matra MS76 3.0 V12 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
ИСП |
МОН |
БЕЛ |
ШВЕ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
СОЕ |
КАН |
ЯПО |
18 | 8 | |
Жак Лаффит | НКЛ | Сход | Сход | 9 | 12 | 7 | Сход | 1 | 8 | 6 | Сход | Сход | 2 | 8 | 7 | Сход | 5 | ||||||
Жан-Пьер Жарье | Сход | ||||||||||||||||||||||
1978 | JS7, JS9 |
Matra MS76 3.0 V12, MS78 3.0 V12 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
МОН |
БЕЛ |
ИСП |
ШВЕ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
СОЕ |
КАН |
19 | 6 | ||
Жак Лаффит | 16 | 9 | 5 | 5 | Сход | 5 | 3 | 7 | 7 | 10 | 3 | 5 | 8 | 4 | 11 | Сход | |||||||
1979 | JS11 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
ИСП |
БЕЛ |
МОН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
61 | 3 | |||
Патрик Депайе | 4 | 2 | Сход | 5 | 1 | Сход | 5 | ||||||||||||||||
Жаки Икс | Сход | 6 | Сход | Сход | 5 | Сход | Сход | Сход | |||||||||||||||
Жак Лаффит | 1 | 1 | Сход | Сход | Сход | 2 | Сход | 8 | Сход | 3 | 3 | 3 | Сход | Сход | Сход | ||||||||
1980 | JS11/15 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
БЕЛ |
МОН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
66 | 2 | ||||
Дидье Пирони | Сход | 4 | 3 | 6 | 1 | Сход | 2 | Сход | Сход | Сход | Сход | 6 | 3 | 3 | |||||||||
Жак Лаффит | Сход | Сход | 2 | Сход | 12 | 2 | 3 | Сход | 1 | 4 | 3 | 9 | 8 | 5 | |||||||||
1981 | JS17 | Matra MS81 3.0 V12 |
M | СШЗ |
БРА |
АРГ |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ИСП |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
КАН |
ЛВС |
44 | 4 | |||
Жан-Пьер Жарье | Сход | 7 | |||||||||||||||||||||
Жан-Пьер Жабуи | НКВ | НКЛ | Сход | НКВ | Сход | ||||||||||||||||||
Патрик Тамбэ | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | |||||||||||||||
Жак Лаффит | Сход | 6 | Сход | Сход | 2 | 3 | 2 | Сход | 3 | 3 | 1 | Сход | Сход | 1 | 6 | ||||||||
1982 | JS17, JS17B, JS19 |
Matra MS81 3.0 V12 |
M | ЮЖН |
БРА |
СШЗ |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ДЕТ |
КАН |
НИД |
ВЕЛ |
ФРА |
ГЕР |
АВТ |
ШВА |
ИТА |
ЛВС |
20 | 8 | ||
Эдди Чивер | Сход | Сход | Сход | Отк | 3 | Сход | 2 | 10 | НКВ | Сход | 16 | Сход | Сход | Сход | 6 | 3 | |||||||
Жак Лаффит | Сход | Сход | Сход | Отк | 9 | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | 14 | Сход | 3 | Сход | Сход | Сход | |||||||
1983 | JS21 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
M | БРА |
СШЗ |
ФРА |
САН |
МОН |
БЕЛ |
ДЕТ |
КАН |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
ЕВР |
ЮЖН |
0 | - | |||
Жан-Пьер Жарье | Сход | Сход | 9 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 10 | 8 | 7 | Сход | 9 | Сход | 10 | ||||||||
Рауль Бойзель | Сход | 7 | Сход | 9 | Сход | 13 | 10 | Сход | Сход | Сход | НКВ | 10 | НКВ | 15 | НКЛ | ||||||||
1984 | JS23 | Renault EF4 (Mecachrome) 1.5 V6T |
M | БРА |
ЮЖН |
БЕЛ |
САН |
ФРА |
МОН |
КАН |
ДЕТ |
ДАЛ |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
ЕВР |
ПОР |
3 | 10 | ||
Франсуа Эсно | Сход | 10 | Сход | Сход | НС | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 8 | 8 | 7 | Сход | 10 | Сход | |||||||
Андреа де Чезарис | Сход | 5 | Сход | 6 | 10 | Сход | Сход | Сход | Сход | 10 | 7 | Сход | Сход | Сход | 7 | 12 | |||||||
1985 | JS25 | Renault EF4B (Mecachrome) 1.5 V6T |
P | БРА |
ПОР |
САН |
МОН |
КАН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
БЕЛ |
ЕВР |
ЮЖН |
АВС |
23 | 6 | ||
Андреа де Чезарис | Сход | Сход | Сход | 4 | 14 | 10 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | ||||||||||||
Филипп Стрейфф | 10 | 9 | 8 | Отк | 3 | ||||||||||||||||||
Жак Лаффит | 6 | Сход | Сход | 6 | 8 | 12 | Сход | 3 | 3 | Сход | Сход | Сход | 11 | Сход | Отк | 2 | |||||||
1986 | JS27 | Renault EF4B (Mecachrome) 1.5 V6T |
P | БРА |
ИСП |
САН |
МОН |
БЕЛ |
КАН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
АВТ |
ИТА |
ПОР |
МЕК |
АВС |
29 | 5 | ||
Рене Арну | 4 | Сход | Сход | 5 | Сход | 6 | Сход | 5 | 4 | 4 | Сход | 10 | Сход | 7 | 15 | 7 | |||||||
Жак Лаффит | 3 | Сход | Сход | 6 | 5 | 7 | 2 | 6 | Сход | ||||||||||||||
Филипп Альо | Сход | 9 | Сход | Сход | Сход | 6 | 8 | ||||||||||||||||
1987 | JS29B, JS29C |
Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T |
G | БРА |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
АВТ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
МЕК |
ЯПО |
АВС |
1 | 11 | ||
Рене Арну | НС | 6 | 11 | 10 | Сход | Сход | Сход | Сход | 10 | 10 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | ||||||||
Пьеркарло Гиндзани | Сход | 7 | 12 | Сход | Сход | Искл | Сход | 12 | 8 | 8 | Сход | Сход | Сход | 13 | Сход | ||||||||
1988 | JS31 | Judd CV 3.5 V8 |
G | БРА |
САН |
МОН |
МЕК |
КАН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
0 | - | ||
Рене Арну | Сход | НКВ | Сход | Сход | Сход | Сход | НКВ | 18 | 12 | Сход | Сход | 13 | 10 | Сход | 12 | Сход | |||||||
Стефан Юханссон | 9 | НКВ | Сход | 10 | Сход | Сход | НКВ | НКВ | НКВ | Сход | 11 | НКВ | Сход | Сход | НКВ | 9 | |||||||
1989 | JS33 | Ford Cosworth DFR (L&P) 3.5 V8 |
G | БРА |
САН |
МОН |
МЕК |
СОЕ |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
3 | 13 | ||
Рене Арну | НКВ | НКВ | 12 | 14 | НКВ | 5 | Сход | НКВ | 11 | НКВ | Сход | 9 | 13 | НКВ | НКВ | Сход | |||||||
Оливье Груйяр | 9 | ДСК | Сход | 8 | НКВ | НКВ | 6 | 7 | Сход | НКВ | 13 | Сход | НКВ | Сход | Сход | Сход | |||||||
1990 | JS33B | Ford Cosworth DFR (L&P) 3.5 V8 |
G | СОЕ |
БРА |
САН |
МОН |
КАН |
МЕК |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
0 | - | ||
Никола Ларини | Сход | 11 | 10 | Сход | Сход | 16 | 14 | 10 | 10 | 11 | 14 | 11 | 10 | 7 | 7 | 10 | |||||||
Филипп Альо | Искл | 12 | 9 | Сход | Сход | 18 | 9 | 13 | ДСК | 14 | НКВ | 13 | Сход | Сход | 10 | 11 | |||||||
1991 | JS35, JS35B |
Lamborghini 3512 3.5 V12 |
G | СОЕ |
БРА |
САН |
МОН |
КАН |
МЕК |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
0 | - | ||
Тьерри Бутсен | Сход | Сход | 7 | 7 | Сход | 8 | 12 | Сход | 9 | 12 | 11 | Сход | 16 | Сход | 9 | Сход | |||||||
Эрик Кома | НКВ | Сход | 10 | 10 | 8 | НКВ | 11 | НКВ | Сход | 10 | Сход | 11 | 11 | Сход | Сход | 18 | |||||||
1992 | JS37 | Renault RS3C (Mecachrome) 3.5 V10 |
G | ЮЖН |
МЕК |
БРА |
ИСП |
САН |
МОН |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЯПО |
АВС |
6 | 7 | ||
Тьерри Бутсен | Сход | 10 | Сход | Сход | Сход | 12 | 10 | Сход | 10 | 7 | Сход | Сход | Сход | 8 | Сход | 5 | |||||||
Эрик Кома | 7 | 9 | Сход | Сход | 9 | 10 | 6 | 5 | 8 | 6 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | ||||||||
1993 | JS39 | Renault RS5 (Mecachrome) 3.5 V10 |
G | ЮЖН |
БРА |
ЕВР |
САН |
ИСП |
МОН |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЯПО |
АВС |
23 | 5 | ||
Мартин Брандл | Сход | Сход | Сход | 3 | Сход | 6 | 5 | 5 | 14 | 8 | 5 | 7 | Сход | 6 | 9 | 6 | |||||||
Марк Бланделл | 3 | 5 | Сход | Сход | 7 | Сход | Сход | Сход | 7 | 3 | 7 | 11 | Сход | Сход | 7 | 9 | |||||||
1994 | JS39B | Renault RS6 (Mecachrome) 3.5 V10 |
G | БРА |
ТИХ |
САН |
МОН |
ИСП |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЕВР |
ЯПО |
АВС |
13 | 6 | ||
Эрик Бернар | Сход | 10 | 12 | Сход | 8 | 13 | Сход | 13 | 3 | 10 | 10 | 7 | 10 | ||||||||||
Джонни Херберт | 8 | ||||||||||||||||||||||
Франк Лагорс | Сход | 11 | |||||||||||||||||||||
Оливье Панис | 11 | 9 | 11 | 9 | 7 | 12 | Сход | 12 | 2 | 6 | 7 | 10 | ДСК | 9 | 11 | 5 | |||||||
1995 | JS41 | Mugen-Honda MF-301H 3.0 V10 |
G | БРА |
АРГ |
САН |
ИСП |
МОН |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЕВР |
ТИХ |
ЯПО |
АВС |
24 | 5 | |
Мартин Брандл | 9 | Сход | 10 | 4 | Сход | Сход | 3 | Сход | 8 | 7 | Сход | ||||||||||||
Агури Судзуки | 8 | Сход | 11 | 6 | Сход | НС | |||||||||||||||||
Оливье Панис | Сход | 7 | 9 | 6 | Сход | 4 | 8 | 4 | Сход | 6 | 9 | Сход | Сход | Сход | 8 | 5 | 2 | ||||||
1996 | JS43 | Mugen-Honda MF-301HA 3.0 V10 |
G | АВС |
БРА |
АРГ |
ЕВР |
САН |
МОН |
ИСП |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЯПО |
15 | 6 | ||
Оливье Панис | 7 | 6 | 8 | Сход | Сход | 1 | Сход | Сход | 7 | Сход | 7 | 5 | Сход | Сход | 10 | 7 | |||||||
Педро Паулу Динис | 10 | 8 | Сход | 10 | 7 | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 6 | Сход | Сход |
Ligier | |
---|---|
Основатель: Известные пилоты: Микроавтомобили: Спортивные автомобили: Шасси Формулы-1 См. также: Prost Grand Prix |
Ligier.