14-10-2023
Vodafone McLaren Mercedes | |
---|---|
База | |
Руководители | |
Сезон 2012 Формулы-1 | |
Текущие пилоты |
|
№3 | |
№4 | |
Тест-пилоты | |
Шасси | |
Двигатель | |
Шины | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при (старты) |
714 (710) |
Побед (подряд) |
177 (11) |
Поулы (подряд) |
149 (17) |
Быстрые круги (подряд) |
150 (6) |
Подиумы (подряд) |
476 (19) |
Лучший старт |
1 |
Лучший финиш |
1 |
Очков всего |
4783,5 |
Очков за один сезон |
497 |
Финишей в очках подряд |
45 |
Кубки конструкторов | |
Чемпионы мира |
12 (1974, 1976, 1984, 1985, 1986, 1988, 1989, 1990, 1991, 1998, 1999, 2008) |
Данные приведены на 16 июня 2012 года |
McLaren (рус. Макларен, полное название с 2007 года Vodafone McLaren Mercedes, рус. Водафон Макларен Мерседес) — британская автогоночная команда, представляющая собой подразделение автомобильной компании McLaren. В разное время команда участвовала и побеждала в различных автоспортивных соревнованиях, пять раз выигрывала соревнования CanAm, трижды выигрывала 500 миль Индианаполиса, по одному разу в гонках 24 часа Ле-Мана и 12 часов Себринга, в настоящее время команда сконцентрирована на участии в чемпионате мира Формулы-1, где 8 раз завоевывала Кубок Конструкторов.
Содержание |
Команда McLaren была основана в 1963 году новозеландским гонщиком Формулы-1 Брюсом Маклареном и американцем Тедди Майером, которые зарегистрировали Bruce McLaren Motor Racing Ltd для участия в автогоночной серии Тасман (англ.) в Новой Зеландии. Брюс Макларен выиграл чемпионат 1963 года, а последующие два года провел в Формуле-1 в качестве пилота команды Купер. Дебютом в Формуле-1 для команды McLaren стал Гран-при Монако 1966 года. За рулем McLaren M2B Брюс Макларен (на тот момент единственный пилот команды) заработал 3 очка получив по итогам сезона 14-е место в зачете пилотов. В сезоне 1967 года команда также смогла заработать лишь три очка (и вновь 14-е Брюса Макларена в зачете пилотов). Первые высокие результаты команды пришлись на 1968 год. На Гран-При Испании Денни Хьюм финишировал вторым, и таким образом принес команде её первый подиум. А через месяц, на Гран-При Бельгии, Брюс Макларен впервые привел болид своей команды (McLaren M7A) к победе. В общем в сезоне 1968 года команда показала гораздо лучший результат чем в двух предыдущих заняв второе место в Кубке конструкторов. Сезон 1969 года сложился для команды менее удачно — одна победа против трех в 1968-м и четвёртое место в Кубке конструкторов.
Сезон 1970 года стал для команды трагическим — 2 июня, во время тестирования нового автомобиля для американской серии CanAm, погиб Брюс Макларен, после чего команда вошла в тяжёлый период своего существования. По итогам 1970 года команда заняла 4-е место в Кубке конструкторов, а Денни Хьюм стал четвёртым в зачете пилотов. Реорганизация команды вследствие гибели Брюса Макларена продолжилась и в 1971 году, по итогам которого команда откатилась на шестое место. Сезон 1972 года сложился для команды более удачно — в ходе него Хьюму удалось одержать первую после смерти Брюса Макларена победу и занять третье место в зачете пилотов. В конце года было объявлено, что команда более не будет принимать участия в серии CanAm, сконцентрировавшись на Формуле-1 и гонках IndyCar. 1973 год сложился несколько лучше, что однако не позволило команде подняться выше в Кубке Конструкторов по сравнению с предыдущим годом.
1974 год принес команде первые в её истории чемпионский титул и Кубок конструкторов. В начале сезона в команду пришёл новый гонщик, Эмерсон Фиттипальди (уже имевший на тот момент чемпионский титул 1972 года), который после ожесточенной борьбы смог стать чемпионом, оставив позади Клея Регаццони из Ferrari и Джоди Шектера из Tyrrell. В 1975 году команде не удается повторить свой успех — чемпионом мира становится Ники Лауда из Ferrari (которая также становится обладателем Кубка конструкторов). Перед сезоном 1976 года Джеймс Хант, покинувший команду Hesketh Racing, заменяет в McLaren Эмерсона Фиттипальди, который в свою очередь переходит в команду своего брата Уилсона. В начале сезона Ники Лауда из Ferrari захватил лидерство, в то время как Хант смог финишировать лишь в двух гонках на 2-м и 1-м местах. Но в оставшейся части сезона Ханту удается выиграть пять гонок (он также выиграл Гран-При Великобритании, но был дисквалифицирован за использование запасного болида), что позволяет ему выиграть чемпионат с перевесом в одно очко над Лаудой (который пропускает две гонки в результате серьёзной аварии, сопровождавшейся пожаром), но команде не удается выиграть Кубок конструкторов, который достается Ferrari. Сезон 1977 года складывается для команды менее удачно — медленная машина не позволила команде бороться за высокие места в чемпионате. Следующие два сезона 1978 и 1979 годов сложились ещё хуже — в обоих из них команде удалось набрать лишь по пятнадцать очков, заняв восьмое и седьмое места соответственно. В конце сезона 1979 года было принято решение о прекращение участия McLaren в американских сериях, что превратило McLaren в исключительно формульную команду.
В 1980 году McLaren объединился с компанией Рона Денниса Project 4, конструировавшей гоночные автомобили. С этого года Деннис стал одним из руководителей команды, а все болиды McLaren стали проектироваться Project 4 (отсюда индекс модели MP4). В 1982 году Тедди Майер ушёл в отставку, оставив всё руководство в руках Рона Денниса.
В 1984 году для McLaren чемпионат и кубок конструкторов выиграл Ники Лауда, на половину очка опередив собственного партнера Алена Проста. В том сезоне машина McLaren MP4/2, построенная Джоном Барнардом и оснащённая турбодвигателями TAG-Porsche, позволила выиграть 12 этапов из 16-ти, что являлось на тот момент рекордом.
В 1985 году уже Прост за рулем McLaren MP4/2B выиграл чемпионат и кубок конструкторов. Он повторил свой успех в 1986 году, но кубок конструкторов достался соперникам из Williams.
Проиграв чемпионат 1987 года, команда получила молодого бразильца Айртона Сенну, а вместе с ним и турбомоторы Honda. У McLaren появился дуэт пилотов, подаривший миру одни из лучших спортивных противостояний в истории автоспорта, и в 1988 году команда выиграла чемпионат, одержав победы в 15-ти из 16-ти гонок. По состоянию на 2010 год этот рекорд не побит (в 2002 и 2004 годах команда Ferrari повторяла рекорд по количеству побед — 15, но в 17 и 18 гонках сезона соответственно). Хотя очков на счету было больше у Алена Проста, чемпионом по регламенту чемпионата (в зачет шли 11 лучших результатов) стал Айртон Сенна.
В 1989 году чемпионат выиграл Прост, после чего ушёл из команды. Следующие два года никто не мог остановить Сенну. В 1991 году он стал трёхкратным чемпионом мира.
|
|
|
|
|||
MP4 (1981—1983) | MP4/2 (1984—1986) | MP4/4 (1988) | MP4/5 (1989—1990) |
Машина 1992 года не шла ни в какое сравнение с машиной команды Williams, чемпионат был проигран. Сенна собрался уходить из команды, но в последний момент Рон Деннис заставил его передумать. И в 1993 году он сражался с вернувшимся в большие гонки Аленом Простом. В 1994 году Сенна все-таки перешёл из Макларен в Williams.
Но команда неумолимо скатывалась вниз. Лишь в 1997 году, получив двигатели Mercedes и знакомые нынешним болельщикам серебристые цвета, а также пилотов Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда, команда вернулась в лидеры чемпионата мира.
В 1998 году победу в чемпионате и кубке конструкторов принёс Мика Хаккинен, в 1999 году он получил только чемпионскую корону.
|
|
|
||
MP4/10 (1995) | MP4/13 (1998) | MP4/14 (1999) |
С 2000 года команда удерживалась на высоких позициях, и лишь провальный сезон 2004 года заставил покинуть четвёрку лидеров. С 1999 года по 2007 год не выиграла ни одного титула, несмотря на то, что в 2005 году MP4-20 большей частью специалистов был признан самой быстрой машиной чемпионата, чемпионат был проигран и в личном, и в командном зачёте из-за низкой надежности. В 2006 году был сделан шаг назад — лишь 3 место в кубке конструкторов и только 5 место Кими Райкконена в личном зачете.
В 2007 году команда полностью поменяла свой состав — на смену ушедшему в Ferrari Кими Райкконену пришли двукратный чемпион мира (2005, 2006) Фернандо Алонсо и молодой британский гонщик Льюис Хэмилтон — чемпион серии GP2 2006 года. Дуэт чемпиона и новичка оказался столь быстрым, что вскоре возглавил чемпионат мира. Однако в то же время McLaren подверглись судебному иску за промышленный шпионаж против Ferrari (см. Шпионский скандал в Формуле-1). Решением суда команда McLaren получила штраф в размере 100 млн $, а также была полностью лишена очков в кубке конструкторов за 2007 год. Очки пилотов были сохранены.[2]
В итоге, чемпионат 2007 года был проигран командой в последней гонке сезона в Бразилии и в личном зачете — Хэмилтон и Алонсо набрали по 109 очков и уступили 1 очко ставшему чемпионом мира пилоту Ferrari Кими Райкконену.
В сезоне 2008 место Фернандо Алонсо занял финский гонщик Хейкки Ковалайнен, который дебютировал в 2007-м году в составе команды Renault.
McLaren MP4-23 позволила Льюису Хэмилтону стать Чемпионом мира Формулы-1 2008 года. Как и год назад, это произошло в последней гонке сезона — Гран-при Бразилии. В драматической борьбе Льюис Хэмилтон на последнем круге сумел занять 5 место, что позволило ему опередить на одно очко Фелипе Массу. Команда Макларен заняла второе место в Кубке конструкторов, уступив Ferrari.
Перед началом сезона 2009 года Рона Денниса на посту главы команды сменил Мартин Уитмарш. Начало сезона вышло неудачным для команды: шасси MP4-24 не хватало скорости. Однако во второй части Чемпионата усилиями Хэмилтона, который одержал две победы, команда смогла занять третье место в кубке конструкторов.
|
|
|
||
MP4-20 (2005) | MP4-22 (2007) | MP4-23 (2008) |
В сезоне 2010 года за команду выступали Чемпионы мира двух предыдущих сезонов Формулы-1: в партнёры Хэмилтону пригласили Дженсона Баттона. Шасси для нового сезона MP4-25 было представлено 29 января 2010 года в Ньюбери, Великобритания[3]. Гонщикам команды удалось выиграть пять гонок и команда заняла второе место в зачёте Кубка конструкторов.
Сохранив свой пилотский состав на 2011 год, команда снова стала второй в зачете конструкторов. Хэмилтон выиграл Гран-при Китае, Германии и Абу-даби, а Баттон - Канады, Венгрии и Японии. В личном зачете Баттон стал вице-чемпионом мира.
|
|
|
||
MP4-24 (2009) | MP4-25 (2010) | MP4-26 (2011) |
Сезон | Наименование | Шасси | Шины | Двигатель | Топливо СМ |
Пилоты | Место в КК / (очки) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | Vodafone McLaren Mercedes | MP4-26 | P | Mercedes FO 108Y 2.4 V8 | Mobil | Льюис Хэмилтон Дженсон Баттон |
2 (497) |
2010 | Vodafone McLaren Mercedes | MP4-25 | B | Mercedes FO 108X 2.4 V8 | Mobil | Дженсон Баттон Льюис Хэмилтон |
2 (454)† |
2009 | Vodafone McLaren Mercedes | MP4-24 | B | Mercedes FO 108W 2.4 V8 | Mobil | Льюис Хэмилтон Хейкки Ковалайнен |
3 (71) |
2008 | Vodafone McLaren Mercedes | MP4-23 | B | Mercedes FO 108V 2.4 V8 | Mobil | Льюис Хэмилтон Хейкки Ковалайнен |
2 (151) |
2007 | Vodafone McLaren Mercedes | MP4-22 | B | Mercedes FO108T 2.4 V8 | Mobil | Фернандо Алонсо Льюис Хэмилтон |
Исключена[4] |
2006 | Team McLaren Mercedes | MP4-21 | M | Mercedes FO108S 2.4 V8 | Mobil | Кими Райкконен Хуан-Пабло Монтойя Педро де ла Роса |
3 (110) |
2005 | Team McLaren Mercedes / West McLaren Mercedes |
MP4-20 | M | Mercedes FO110R 3.0 V10 | Mobil | Кими Райкконен Хуан-Пабло Монтойя Педро де ла Роса Александр Вурц |
2 (182) |
2004 | West McLaren Mercedes | MP4-19 MP4-19B |
M | Mercedes FO110Q 3.0 V10 | Mobil | Дэвид Култхард Кими Райкконен |
5 (69) |
2003 | West McLaren Mercedes | MP4-17D | M | Mercedes FO110M 3.0 V10 | Mobil | Дэвид Култхард Кими Райкконен |
3 (142) |
2002 | West McLaren Mercedes | MP4-17 | M | Mercedes FO110M 3.0 V10 | Mobil | Дэвид Култхард Кими Райкконен |
3 (65) |
2001 | West McLaren Mercedes | MP4-16 | B | Mercedes FO110K 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
2 (102) |
2000 | West McLaren Mercedes | MP4/15 | B | Mercedes FO110J 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
2 (152) |
1999 | West McLaren Mercedes | MP4/14 | B | Mercedes FO110H 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
2 (124) |
1998 | West McLaren Mercedes | MP4/13 | B | Mercedes FO110G 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
КК (156) |
1997 | West McLaren Mercedes | MP4/12 | G | Mercedes FO110E 3.0 V10 Mercedes FO110F 3.0 V10 |
Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
4 (63) |
1996 | Marlboro McLaren Mercedes | MP4/11 | G | Mercedes FO110D 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Дэвид Култхард |
4 (49) |
1995 | Marlboro McLaren Mercedes | MP4/10 MP4/10B MP4/10C |
G | Mercedes FO110 3.0 V10 | Mobil | Мика Хаккинен Найджел Мэнселл Марк Бланделл Ян Магнуссен |
4 (30) |
1994 | Marlboro McLaren Peugeot | MP4/9 | G | Peugeot A6 3.5 V10 | Shell | Мика Хаккинен Мартин Брандл Филипп Альо |
4 (42) |
1993 | Marlboro McLaren | MP4/8 | G | Ford Cosworth HB7 3.5 V8 | Shell | Айртон Сенна Майкл Андретти Мика Хаккинен |
2 (84) |
1992 | Honda Marlboro McLaren | MP4/6B MP4/7A |
G | Honda RA122E 3.5 V12 | Shell | Айртон Сенна Герхард Бергер |
2 (99) |
1991 | Honda Marlboro McLaren | MP4/6 | G | Honda RA121E 3.5 V12 | Shell | Айртон Сенна Герхард Бергер |
КК (139) |
1990 | Honda Marlboro McLaren | MP4/5B | G | Honda RA100E 3.5 V10 | Shell | Айртон Сенна Герхард Бергер |
КК (121) |
1989 | Honda Marlboro McLaren | MP4/5 | G | Honda RA109E 3.5 V10 | Shell | Айртон Сенна Ален Прост |
КК (141) |
1988 | Honda Marlboro McLaren | MP4/4 | G | Honda RA168E 1.5 V6T | Shell | Айртон Сенна Ален Прост |
КК (199) |
1987 | Marlboro McLaren International | MP4/3 | G | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | Shell | Ален Прост Стефан Юханссон |
2 (76) |
1986 | Marlboro McLaren International | MP4/2C | G | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | Shell | Ален Прост Кеке Росберг |
2 (96) |
1985 | Marlboro McLaren International | MP4/2B | G | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | Shell | Ники Лауда Ален Прост Джон Уотсон |
КК (90) |
1984 | Marlboro McLaren International | MP4/2 | M | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | Shell | Ники Лауда Ален Прост |
КК (143.5) |
1983 | Marlboro McLaren International | MP4/1C MP4/1E |
M | Ford Cosworth DFY 3.0 V8 Ford Cosworth DFY 3.0 V8 TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T |
Unipart | Ники Лауда Джон Уотсон |
5 (34) |
1982 | Marlboro McLaren International | MP4/1B | M | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Unipart | Ники Лауда Джон Уотсон |
2 (69) |
1981 | Marlboro McLaren International | M29C M29F MP4/1 |
M | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Unipart | Джон Уотсон Андреа де Чезарис |
6 (28) |
1980 | Marlboro Team McLaren | M29B M29C M30 |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Castrol | Джон Уотсон Ален Прост Стивен Саус |
8 (11) |
1979 | Marlboro Team McLaren Löwenbräu Team McLaren |
M26 M28 M28B M28C M29 |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Castrol | Джон Уотсон Патрик Тамбэ |
7 (15) |
1978 | Marlboro Team McLaren Liggett Group/BS Fabrications Centro Asegurador F1 Melchester Racing |
M23 M26 |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Texaco | Джеймс Хант Патрик Тамбэ Бруно Джакомелли Брет Ланджер Нельсон Пике Эмилио де Виллота Тони Триммер |
8 (15) |
1977 | Marlboro Team McLaren Chesterfield Racing Iberia Airlines |
M23 M26 |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Texaco | Джеймс Хант Йохен Масс Жиль Вильнев Бруно Джакомелли Брет Ланджер Эмилио де Виллота |
3 (60) |
1976 | Marlboro Team McLaren | M23 | G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Texaco | Джеймс Хант Йохен Масс |
2 (74) |
1975 | Marlboro Team Texaco Lucky Strike Racing |
M23 | G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Texaco | Эмерсон Фиттипальди Йохен Масс Дэйв Чарлтон |
3 (53) |
1974 | Marlboro Team Texaco Yardley Team McLaren Scribante Lucky Strike Racing |
M23 | G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Texaco Sasol |
Эмерсон Фиттипальди Денни Хьюм Майк Хэйлвуд Йохен Масс Дэвид Хобс Дэйв Чарлтон |
КК (73) |
1973 | Yardley Team McLaren | M19A M19C M23 |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Gulf | Денни Хьюм Питер Ревсон Джоди Шектер Жаки Икс |
3 (58) |
1972 | Yardley Team McLaren | M19A M19C |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Gulf | Денни Хьюм Питер Ревсон Джоди Шектер Брайн Редман |
3 (47) |
1971 | Bruce McLaren Motor Racing Ecurie Bonnier Penske-White Racing |
M7C M14A M19A |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Gulf | Денни Хьюм Питер Гетин Джеки Оливер Йо Боньер Хельмут Марко Марк Донохью |
6 (10) |
1970 | Bruce McLaren Motor Racing Team Surtees Ecurie Bonnier |
M7C M14A M7D M14D |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Alfa Romeo T33 3.0 V8 |
Gulf | Денни Хьюм Брюс МакЛарен Питер Гетин Дэн Герни Андреа де Адамик Нанни Галли Джон Сёртис Йо Боньер |
4 (35) 9 (0) |
1969 | Bruce McLaren Motor Racing Team Lawson Antique Automobiles / Colin Crabbe Racing |
M7A M7B M7C M9A |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Shell Gulf |
Денни Хьюм Брюс МакЛарен Дерек Белл Базил ван Роен Вик Элфорд |
4 (38) |
1968 | Bruce McLaren Motor Racing Joakim Bonnier Racing Team Anglo American Racers |
M5A M7A |
G | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 BRM P142 3.0 V12 |
Shell | Денни Хьюм Брюс МакЛарен Йо Боньер Дэн Герни |
2 (49) 10 (3) |
1967 | Bruce McLaren Motor Racing | M4B M5A M7A |
G | BRM P142 3.0 V12 BRM P56 2.1 V8 |
Shell | Брюс МакЛарен | 10 (3) |
1966 | Bruce McLaren Motor Racing | M2B | F | Ford 406 3.0 V8 Serenissima 3.0 V8 |
Shell | Брюс МакЛарен | 9 (2) 12 (1) |
† Изменена система начисления очков.
* Сезон продолжается.
Показатель | Значение | Результат за всю историю |
Кубок конструкторов | 8 | 3 |
Чемпионат мира | 12 | 2 |
Победы в Гран-При | 169 | 2 |
Победы в одном сезоне | 15 | 1 |
Дубли (поул и победа) | 70 | 2 |
Хет-трики (поул, победа и быстрый круг) | 21 | 2 |
Большой шлем (поул, победа, быстрый круг, лидирование старт-финиш) |
5 | 3 |
Подиумы | 452 | 2 |
Гран-при | 688 | 2 |
старты в гран-при | 684 | 2 |
Поул-позиции | 146 | 2 |
Быстрые круги | 143 | 2 |
Лидирование старт-финиш | 39 | 2 |
Очков за сезон | 454 | 2 |
За историю команды титульными спонсорами были:
Спортивные достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Lotus |
Кубок Конструкторов 1974 |
Преемник: Ferrari |
Предшественник: Ferrari |
Кубок Конструкторов 1984-1985 |
Преемник: Williams |
Предшественник: Williams |
Кубок Конструкторов 1988-1991 |
Преемник: Williams |
Предшественник: Williams |
Кубок Конструкторов 1998 |
Преемник: Ferrari |
Команды и пилоты Формулы-1 сезона 2012 | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
МакЛарен (команда Формулы-1).